cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1


ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖД ДЕТСКИЙ САД № 39 »

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий «РЖД Детского сада №39»
Протокол №1
От «__» августа 2024 года _______________ О.Б.Михальская
Приказ от «__» _______ 2024 №




Рабочая программа учителя -логопеда
подготовительно й группы компенсирующей направленности
«АБВГДейка»
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
На 2024 – 2025 учебный год





Учитель -логопед Полекаренко Татьяна Александровна
Педагог -психолог Сухинина Татьяна Викторовна
Воспитатели Иванова Ирина Ивановна
Сказкина Антонида Михайловна
Музыкальный руководитель Гуляева Татьяна Ивановна
Инструктор по физическому воспитанию Королева Евгения Викторовна















Страница 2

2


п\п
СОДЕРЖАНИЕ стр
Пояснительная записка 3
1. Целевой раздел 3
1.1. Цели и задачи 3
1.2. Характеристика воспитанников с ТНР на учебный год 5
1.3. Планируемые результаты коррекционно -развивающей
работы учителя -логопеда с детьми с ТНР
11
1.4. Развивающее оценивание качества 16
2. Содержательный раздел 16
2.1. Проектирование образовательного процесса 16
2.2. Тематическое планирование коррекционной и
образовательной деятельности учителя -логопеда и
воспитателей
18
2.3. Комплексно -тематическое планирование
коррекционной и образовательной деятельности
19
2.4. Календарный план работы учителя -логопеда 20
2.5. Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями дошкольников с ТНР
20
2.6. Мероприятия по реализации программы воспитания в
ДОУ
21
3. Организационный раздел 24
3.1. Основные направления коррекционной и
образовательной деятельности
24
3.2. Система коррекционной и образовательной
деятельности
25
3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов 26
3.4. Расписание и особенности работы учителя -логопеда 28
3.5. Организация пре дметно -пространственной
развивающей среды и материально -техническое
оснащение кабинета учителя -логопеда
30
3.6. Список методической литературы и дидактических
пособий
31




Страница 3

3

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя -логопеда составлена в соответствии с АОП
ДО для детей с ТНР частного дошкольного образовательного учреждения
«РЖД д етский сад № 39 », в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного о бразования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022 от
24 ноября 2022 г., зарегистрирована 27 января 2023 г.)
Пункт 4 главы 1 ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный
характер содержания адаптированных программ. Структура р абочей
программы в соотв етствии с требованиями ФГОС ДО включает три
основных раздела — целевой, содержательный и организационный.
При написании рабочей программы парциально использовалась
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет» Ни щевой Н. В. .
Содержание работы учителя -логопеда определяется программой
коррекционно -развивающей работы (далее – ПКРР) АОП ДО «РЖД д етского
сада №39 »
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, кото рый длится с 1
сентября по 1 июн я.

I. Целевой раздел
1.1. Цели и задачи программы
Целью данной рабочей программы является построение системы
образовательной и коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
не доразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную
интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей
дошкольников.
Комплексно -тематическое планирование работы учитывает особенности
речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим
недоразвитием речи).
Комплексность педагогического воздействия направлена на
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
Основными задач ами рабочей программы в соответствии с ФАОП
является следующие задачи:
 коррекция недостатков психофизического недоразвития
обучающихся с ОВЗ ;
 обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
 создание благоприятных условий для развития де тей с
ОВЗ;
 объединение обучения и воспитания в единый процесс;

Страница 4

4

 формирование общей культуры личности обучающихся с
ОВЗ;
 обеспечение психолого -педагогической поддержки семей с
детьми с ОВЗ;
 формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
 овладение детьми самостоятельной, связной,
грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами
грамоты, что формирует психологическую готовность к
обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации
общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением
синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и
укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой
патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.
Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к
окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться,
обеспечивает позитивное эмоционально -личностное и социально -
коммуникативное развитие.
Объем учебного ма териала в рабочей программе рассчитан в
соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет
избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является
игровая деятельность , ос новная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно -развивающие занятия в соответствии с рабочей программой
носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление
работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание
речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью
детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем -логопедом.
Кроме того, все специалисты по д руководством учителя -логопеда
занимаются коррекционно -развивающей работой, участвуют в исправлении
речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей
программой педагоги под руководство учите ля -логопеда решают следующие
задачи:

Страница 5

5

 охрана жизни, укрепление физического и психического
здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и
гигиенической культуры;
 осуществление необходимой коррекции недостатков в
физическом и психическом развитии воспитанников;
 создание атмосферы эмоционального комфорта, условий
для самовыражения и саморазвития;
 обеспечение познавательного, речевого, социально -
коммуникативного, художественно -эстетического и физического
развития детей;
 воспитание гражданственности, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье;
 взаимодействие со всеми участниками образовательных
отношений с целью обеспечения полноценного развития
воспитанников;
 воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
 развитие познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению,
развитию умственных способностей и речи;
 пробуждение творческой активности детей,
стимул ирование воображения, желания включаться в творческую
деятельность;
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие
факторы:
 учет государственной политики;
 особенности контингента детей и кадрового состава
группы;
 учет запроса родителей;
 особенности региона.

1.2. Характеристика воспитанников с ТН Р на учебный год
Группу посещают дет и 6 года жизни с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи .
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением
центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной
энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого
речевого расстройства с различными особенностями психической
деятельности.
Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи
(Л. С. Выготский ), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в
известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект

Страница 6

6

часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном
развитии, к своеобразному формированию психики.




Общая характеристика детей с I уровнем развития речи
(по Р. Е. Левиной)
Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием
общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи
выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого
подража ния, инертность в овладении ребенком новыми для него словами.
Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой
речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя
говорить о полном отсутствии у них вербальных средств к оммуникации.
Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания —
звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные
слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило,
используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При
воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть,
грубо нарушая их звуко -слоговую структуру. Многоцелевое использование
ограниченных вербальных средств родного языка является характерной
особенностью речи дет ей данного уровня. Звукоподражания и слова могут
обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия,
совершаемые с этими предметами. Поэтому ребенок вынужден активно
использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику,
интонацию. При восприятии обращенной речи дети ориентируются на
хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет
им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В
самостоятельной речи отмечается неустойчивость в прои зношении звуков, их
диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно -, двусложные
слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям. Наряду с
отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания.
Слова в них, как правил о, употребляются только в исходной форме, так как
словоизменение детям еще недоступно. Подобные словосочетания могут
состоять из отдельных правильно произносимых дву -, трехсложных слов,
включающих звуки раннего и среднего онтогенеза; «контурных» слов из
дв ух — трех слогов; фрагментов слов -существительных и глаголов;
фрагментов слов -прилагательных и других частей речи, звукоподражаний и
т.п.

Общая характеристика детей со II уровнем развития речи
(по Р. Е. Левиной)

Страница 7

7

Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных
и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных
(преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционно -
логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения,
изредка — предлоги и союзы в эле ментарных значениях. Пояснение слова
иногда сопровождается жестом. Нередко нужное слово заменяется названием
сходного предмета с добавлением частицы не. В речи детей встречаются
отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по
родам, ч ислам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти попытки
оказываются неудачными. Существительные употребляются в основном в
именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3 -го лица
единственного и множественного числа настоящего времени. При э том
глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде.
Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный
характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Также аграмматично
изменение имен существительных по числам. Форму прошедшего времени
глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот. В
речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного
числа глаголов, смешение глаголов прошедшего времени мужского и
женского рода. Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи
детей не употребляется. Прилагательные используются детьми значительно
реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в
предложении с другими словами. Предлоги в речи детей встречаются редко,
часто заме няются или опускаются. Союзами и частицами дети пользуются
крайне редко. Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую
форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неуспешными. Способами
словообразования дети не владеют. У детей начинает формироватьс я
фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о
хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи
еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов,
неправильное произношение звуков, нарушение с труктуры слов,
аграмматизмы.
Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь.
Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это
различение неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы
единственного и множественного числа существительных и глаголов,
мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с
ударными окончаниями. Они начинают ориентироваться не только на
лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические
элементы. В то же время у них о тсутствует понимание форм числа и рода
прилагательных, значения предлогов они различают только в хорошо
знакомых ситуациях. Звукопроизношение у детей значительно нарушено.
Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и
синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой

Страница 8

8

стороны речи. Дети могут определять правильно и неправильно
произносимые звуки. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С′], [З],
[З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ][Р], [Р′], [Т], [Т′], [Д], [Д′], [Г], [ Г′]. Для детей
характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные
артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением
звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения.
Несформированность звукопроизношения у детей ярк о проявляется при
произнесении слов и предложений. Детям доступно воспроизведение
слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным.
Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения
согласных, в то же время повтор ить двусложные слова, состоящие из прямых
слогов, во многих случаях не могут. Дети испытывают ярко выраженные
затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов,
включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове
сохраняется, но зв уковой состав слов, последовательность звуков и слогов
воспроизводятся неверно. При повторении двусложных слов с закрытым и
прямым слогом в речи детей часто обнаруживается выпадение звуков.
Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и
двусложных слов со стечением согласных. В их речи часто наблюдается
пропуск нескольких звуков. В трехсложных словах дети, наряду с
искажением и пропуском звуков, допускают перестановки слогов или
опускают их совсем. Искажения в трехсложных словах по сравн ению с
двусложными более выражены. Четырех -, пятисложные слова произносятся
детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры. Еще
более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова,
которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во
фразе теряют всякое сходство с исходным словом. Недостаточное усвоение
звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и
овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения
значений слов.

Общая хара ктеристика детей с III уровнем развития речи
(по Р. Е. Левиной)
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и
неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре
преобладают существительные и глаголы, реже употребляются сл ова,
характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а
также способы действий. При использовании простых предлогов дети
допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные
предлоги. Отмечается незнание и неточное употребле ние некоторых слов
детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет
или действие, или близкими по звуковому составу. Иногда, для того чтобы
назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.
Словарный запас детей о граничен, поэтому часто отмечается неточный

Страница 9

9

выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в
речи из -за их редкого употребления, поэтому при построении предложений
дети стараются избегать их. Даже знакомые глаголы часто недостаточно
диф ференцируются детьми по значению. Замены слов происходят как по
смысловому, так и по звуковому признаку. Прилагательные
преимущественно употребляются качественные, обозначающие
непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет,
форму, неко торые свойства предметов. Относительные и притяжательные
прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых
отношений. Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения
разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения
простран ственных отношений: в, к, на, под и др.). Временные, причинные,
разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно
реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства,
характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ
действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или
заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных
отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное
понимание значений даже простых предло гов. У детей третьего уровня
недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают
ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм
глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети
почти не пользуются. Бол ьшое количество ошибок допускается при
словоизменении, из -за чего нарушается синтаксическая связь слов в
предложениях: смешение окончаний существительных мужского и
женского рода, замена окончаний существительных среднего рода в
именительном падеже оконч анием существительного женского рода,
склонение имен существительных среднего рода как существительных
женского рода, неправильные падежные окончания существительных
женского рода с основой на мягкий согласный, неправильное соотнесение
существительных и ме стоимений, ошибочное ударение в слове, неразличение
вида глаголов; ошибки в беспредложном и предложном управлении,
неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно
среднего рода, реже — неправильное согласование существительных и
гла голов. Словообразование у детей сформировано недостаточно.
Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование
заменяется словоизменением. Редко используются суффиксальный и
префиксальный способы словообразования, причем образование слов
является неправильным. Изменение слов затруднено звуковыми
смешениями, например, к слову «город» подбирается родственное слово
«голодный» (смешение [Р] — [Л]), к слову «свисток» — «цветы» (смешение
[С] — [Ц]). В активной речи дети используют преимущественно п ростые
предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются
у детей при распространении предложений и при построении

Страница 10

10

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи
детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто от сутствует
правильная связь слов в предложениях, выражающих временные,
пространственные и причинно -следственные отношения. У большинства
детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения
звукослоговой структуры слова, что создает значительные тру дности в
овладении детьми звуковым анализом и синтезом. Дефекты
звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных
фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети
пользуются полной слоговой структурой слов. Редко набл юдаются
перестановки звуков, слогов. Подобные нарушения проявляются главным
образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой
структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но
иногда обнаруживается незнание отдельных сл ов и выражений, смешение
смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность
грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с
недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и
прилагательных, временны х форм глагола, оттенков значений однокоренных
слов, а также тех выражений, которые отражают причинно -следственные,
временные, пространственные отношения.
Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей
здоровья детей, особенностей их развития , особенностей семей
воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными
исследованиями.

ТАБЛИЦА 1
Оценка здоровья детей подготовительной й групп ы «АБВГДейка»
Общая численность детей - 12 человек
Из них – 11 детей ТНР (ОНР 1 -3 уровень) и 1 ребенок РАС

Группа
(возрас
т)
Группа здоровья Диагноз
(психолого -
педагогическая
классификация)
Диагноз
(клиническая
классификация)
Подгот
овитель
ная
группа
1
группа
здоров
ья
2
группа
здоров
ья
3
групп
а
здоро
вья
ОНР
1 ур
ОНР
2 ур
ОНР
3 ур
дислал
ия

дизарт
рия
Сенсор
алалия

(6 лет) 10
1 1 2

3 7 2 9 1


ТАБЛИЦА 2 Индивидуальные особенности детей группы

Страница 11

11


Группа
,
возраст
детей
Особенности детей
Пол Особенности
поведения
Контактность Познават
ельная
сфера Ж М
6 6 Спокойный,
уравновешенный -
5
Гипервозбудимый,
эмоционально
лабильный - 5
Заторможенный,
вялый,
безынициативный
- 2
Легко вступает в контакт,
иногда выступает
инициато ром общения – 10
С трудом вступает в контакт,
замкнут, не может быть
инициатором общения – 0
Не сразу идет на контакт, но
постепенно раскрывается в
общении - 2
Вторична
я
задержка
интеллек
туальног
о
развития
– 11



ТАБЛИЦА 3 Сведения о семьях воспитанников группы

Полная семья 12
Неполная семья 0
Многодетная семья 0
Проблемная семья 0
Семья с опекуном 0
Этническая семья 0


1.3. Планируемые результаты коррекционно -развивающей работы
учителя -логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы в
соответствии с ФАОП (10.4.3.3) :
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и
явлениях окружающего мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики,
многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание,
повес твование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и
связности высказывания, составляет творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен
осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным

Страница 12

12

переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции
фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоновой анализ и
синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с
открытыми слогами;
9) правильно пр оизносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре,
общении, конструировании;
11) выбирает род занятий, участников по совместно й деятельности,
избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя
внимание
к собеседнику;
14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и
правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая
отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и
педагогическим работником, стремит ся к самостоятельности, проявляет
относительную независимость от педагогического работника;
16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений,
знакомства с художественной литературой, картинным материалом,
народным твориеством, историч ескими сведениями, мультфильмами;
17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной
регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного
планирования деятельности;
18) устанавливает причинно -следственные связи между усло виями жизни,
внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире
на основе наблюдений и практического экспериментирования;
19) определяет пространственное расположение предметов относительно
себя, геометрические фигуры;
20) владеет элементарными математическими представлениями:
количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1 — 9, соотносит их с
количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно,
используя при необходимости в качестве счетного материала символические
изобр ажения;
21) определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы,
экспериментирует);

Страница 13

13

23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по
иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотография м),
содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой,
познавательный опыт обучающихся;
24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных
картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
25) составляет с помощью педагогиче ского работника небольшие
сообщения, рассказы из личного опыта;
26) владеет предпосылками овладения грамотой;
27) стремится к использованию различных средств и материалов в
процессе изобразительной деятельности;
28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает
доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и
рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную
литературу, фольклор;
29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и
современной музы кя, к музыкальным инструментам;
30) сопереживает персонажам художественных произведений;
31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной
инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также
разноименные и разнонаправленные д вижения;
32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование
действий в ходе спортивных упражнений;
33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с
элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового об раза жизни
(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек).
Речевое развитие
Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со
сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы,
ребенок эмоцион ально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует
возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько
предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на
предложенных картинках названные взрослым действия; показать п о
картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие
определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения;
понимает предложно -падежные конструкции с простыми предлогами,
уменьшительно -ласкательные суффиксы существительных, диффер енцирует
формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с
приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает

Страница 14

14

связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не
смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в пр оизношении; уровень
развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок
безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и
предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не
допускает ошибок при назывании де йствий, изображенных на картинках;
называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных
предметов; уровень развития грамматического строя речи практически
соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена
существительные в имени тельном падеже единственного и множественного
числа, имена существительные в косвенных падежах; имена
существительные множественного числа в родительном падеже;
согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
без ошибок употребляет пре дложно -падежные конструкции; согласовывает
числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с
уменьшительно -ласкательными суффиксами и названия детенышей
животных; уровень развития связной речи практически соответствует
возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с
опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному
плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно
составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или
кол лективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать
стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем
дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и
модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузац ия нормальные. Ребенок
употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги
с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у
него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового
анализа слов, анали за простых предложений.

Познавательное развитие
Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает
предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в
пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого
предме ты, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа);
показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда
складывает картинку из 4 — 6 частей со всеми видами разреза; складывает из
палочек предложенные изображения; ребенок зна ет названия плоских и
объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и
использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,
коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и
владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ

Страница 15

15

объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет
соединять дета ли для создания постройки, владеет разными способами
конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет
положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах
пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи,
фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки,
одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по
определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать
некоторые причинно -следственные связи между явлениями природы; знает и
соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя
разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и
т. п.

Социально -коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет
ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой
деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает
участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое
поведение на основе усвоенных норм и прави л; положительно оценивает
себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет
здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с
праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и
фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и
отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он
живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить
материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает
убират ь их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием
принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет
представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях
представителей этих профессий, понимает значимость труд а взрослых.

Художественно -эстетическое развитие
Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально
реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может
оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану,
участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать
образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может
создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты;
использует цвет для передачи эмоционального состоян ия; в лепке создает
образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает
композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного
прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в
движении передавать характер музыки , выразительно танцует, поет,
участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального

Страница 16

16

произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек,
музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит
предложенные педагого м ритмы.

Физическое развитие
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной
нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе;
координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не
опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может
прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами;
умеет бросать мяч от груди, из -за головы и ловить его двумя руками; может
ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может ла зать по
гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические
процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка
сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на
улице, в транспорте; в мимической мускулату ре движения выполняются в
полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика
в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость
в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

1.4. Развивающее оцениван ие качества коррекционно -развивающей
деятельности учителя -логопеда
Необходимость педагогической диагностики достижений воспитанников
и оценки качества образования регламентированы в п.10.5 ФАОП ДО .
Диагностическая работа учителя -логопеда проводится по
индиви дуальной «Речевой карте» (автор Н. В. Нищева) 2 раза в год - в
сентябре и в мае, что позволяет оценить качество КРР учителя -логопеда.
Комплексная диагностика достижений обучающихся группы проводится
сог ласно педагогической диагностике по всем 5 обра зовательным областям,
которая приведена в приложении к АОП ДО Детского сада №161 ОАО
«РЖД» , также проводится 2 раза в год, что позволяет оценить качество
образовательного процесса в группе.

II. Содержательный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса

Учебный план

Страница 17

17

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с
октября по май (вклю чительно) проводится в неделю по 3 подгрупповых и 1
фронтальн ое занятие продолжительностью 25 минут каждое, что не
превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый
ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и
воспитателем.
Социально -коммуникативное развитие о существляется в
образовательной деятельности в х оде режимных моментов, в
самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями
мероприятиях, на интегрированных занятиях.

ТАБЛИЦА 4
Модель организации коррекционно -развивающей работы в группе
Совместная деятельность взрослого
и детей
Самостоятельная
деятельность
детей.
Взаимодействие с
семьями
воспитанников,
социальными
партнерами (детской
поликлиникой,
детской библиотекой,
школой, кафедрой
логопедии Института
специальной
педагогики и
психологии).

Коррекционно -
развивающие
ин дивидуальные,
подгрупповые,
фронтальные,
интегрированные
с участием
разных
специалистов
занятия.
Образовательная
деятельность в
ходе режимных
моментов.
ТАБЛИЦА 5
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Возраст Продолжительность
коррекционно -
развивающего занятия
Максимально допустимый
объем образовательной
нагрузки в первой
половине дня, во второй
половине дня
С 6 до 7
25 минут фронтальное,
подгрупповое, занятие,
10 – 15 минут
индивидуальное занятие,
30 минут
интегрированное
занятие.
В первой половине дня – 70
минут (включая
индивидуальное занятие с
логопедом)
Во второй половине дня - 30
минут (включая
индивидуальную работу по
заданию логопеда).

Страница 18

18

В середине каждого коррекционно -развивающего занятия проводится
физкультминутка и/или релаксационная пауза в зависимости от общего
состояния детей . Перерывы между коррекционно -развивающими занятиями
не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия
обязательно проводится релаксационная пауза.
В середине учебног о года (январь) и в начале мая для воспитанников
организуются недельные каникулы, во время которых проводят
образовательную деятельность только художественно -эстетического и
оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне образов ательная деятельность не организуется. Предпочтение
отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам,
музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается
продолжительность прогулок, на которых учитель -логопед организует
индивидуал ьные занятия с детьми.














2.2. Тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности учителя -логопеда и воспитателя

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АБВГДейка»

СЕНТЯБРЬ
1-3-я недели. Мониторинг речевого развития.
4-я неделя. «ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ. ДЕРЕВЬЯ
ОСЕНЬЮ»
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. «ОВОЩИ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ НА ПОЛЯХ И В ОГОРОДАХ»
2-я неделя. «ФРУКТЫ. ТРУД ВЗРОСЛЫХ В САДАХ»
3-я неделя. «НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ. ПОДГОТОВКА НАСЕК ОМЫХ К
ЗИМЕ»
4-я неделя. «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ.

Страница 19

19

ПОДГОТОВКА К ОТЛЁТУ»
НОЯБРЬ
1-я неделя. «ЛЕС ОСЕНЬЮ. ЯГОДЫ. ГРИБЫ»
2-я неделя. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. СОДЕРЖАНИЕ ДОМАШНИХ
ЖИВОТНЫХ»
3-я неделя. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ.
ПО ДГОТОВКА ЖИВОТНЫХ К ЗИМЕ»
4-я неделя.
«ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. МАТЕРИАЛЫ, ИЗ
КОТОРЫХ ОНИ СДЕЛАНЫ»
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
2-я неделя. «МЕБЕЛЬ. НАЗНАЧЕНИЕ МЕБЕЛИ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ.
МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ СДЕЛАНА МЕБЕЛЬ»
3-я неделя. «ПОСУДА. ВИДЫ ПОСУДЫ. МАТЕРИАЛЫ, ИЗ КОТОРЫХ
СДЕЛАНА ПОСУДА»
4-неделя «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»
НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ
ЯНВАРЬ
1-я неделя. Рождественские каникулы.
2-я неделя. Мониторинг речевого развития.
«ТРАНСП ОРТ. ВИДЫ ТРАНСПОРТА. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ.
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
3-я неделя. «ПРОФЕССИИ. ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
4-я неделя «ТРУД НА СЕЛЕ ЗИМОЙ»
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. «ОРУДИЯ ТРУДА. ИНСТРУМЕНТЫ. ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ»
2-я неделя «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ДЕТЁНЫШИ. ПОВ АДКИ»
3-я неделя. «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ. РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ.
УХОД ЗА НИМИ»
ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
4-я неделя. «ПРЕСНОВОДНЫЕ, МОРСКИЕ, АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ»
МАРТ
1-я неделя. «ВЕСНА. ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ. МАМИН ПРАЗДНИК»
2-я неделя. «НАША РОДИНА – РОССИЯ»
3-я неделя. «МОСКВА - СТОЛИЦА РОССИИ»
4-я неделя. «НАШ РОДНОЙ ГОРОД»
АПРЕЛЬ
1-я неделя. «МЫ ЧИТАЕМ. С.Я. МАРШАК»
2-я неделя. «КОСМОС»
3-я неделя. «МЫ ЧИТАЕМ. К.И.ЧУКОВСКИЙ»
4-я неделя. «МЫ ЧИТАЕМ. С.В.МИХАЛКОВ»
МАЙ

Страница 20

20

1-я неделя. КАНИКУЛЫ
2-я неделя. «ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
3-я неделя «МЫ ЧИТАЕМ. А.С.ПУШКИН»
4-я неделя «СКОРО В ШКОЛУ. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»
4-5-я недели. Итоговое обследование речи. Подготовка к выпуску.

2.3. Комп лексно -тематическое планирование коррекционной и
образовательной деятельности

ТАБЛИЦА 6
Планирование пред ставлено в книгах Н. В. Нищевой «Комплексно -
тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности для детей с 5 до 6 и с 6 до 7 лет».
Комплексно -тематическое планирование коррекционно -развивающей и
образовательной деятельности для детей 6 -7 лет (на примере 1 недели)
Лексическая тема, задачи и содержание работы Итоговые
мероприятия,
праздничные
даты,
праздники
ОКТЯБРЬ, 2 неделя
Огород. Овощи.
Расширение объема правильно произносимых
существительных и глаголов по теме. Усвоение понимания
действий, выраженных приставочными глаголами.
Расширение понимания простых предлогов и активизация их
использования в речи. Развитие ритмичности и
выразительности речи. Подготовка артикуляционного
аппарата к формированию правильных укладов шипящих
звуков.
Формирование навыков слогового анализа слов. Упражнения
в подборе на заданные гласные и согласные звуки.
Воспитание активного произвольного вним ания к речи,
совершенствование умения вслушиваться в обращенную
речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и
чужой речи.
Коллективная
аппликация
«Вот так
урожай!».
Народный
календарь –
Покров.



2.4. Календарное планирование работы учителя -логопеда

Сетки подгрупповых логопедических занятий приведены в книге Н. В.
Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической
группе детского сада для детей с ОНР».

Страница 21

21

Конспекты занятий приведены в сборниках для каждой возрастной
группы.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллект ива с
семьями дошкольников с ТНР
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в соответствии с ФАОП
ДО уделяется все большее внимание, так как личнос ть ребенка формируется
прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях
создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно -
воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в
организованной образовательной деятель ности, интегрированных занятиях,
спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных
представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого
сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся
тематические родит ельские собрания и круглые столы, семинары, мастер -
классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной
литературы в каждой группе ДОУ.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи учитель -логопед и другие специали сты пытаются
привлечь родителей к коррекционно -развивающей работе через систему
методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в
устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в
письменной форме на карточках или в специальных тет радях. Рекомендации
родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того,
чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так
и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в
ка кое время лучше организовать совместную игровую деятельность с
ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят
ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с
окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощь ю взрослого.
Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные
игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут
научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки.
Выполняя с ребенком предложенные за дания, наблюдая, рассматривая,
играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память
и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в
логопедическ ой групп е лекси ческими темами и требованиями программы.
Для данн ой возрастной группы учтены особенности развития детей данного
возраста.
Для детей старшей группы родители должны стремиться создавать такие
ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения,
имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были
сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из

Страница 22

22

основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны
стимулировать познавательную активность детей, создав ать творческие
игровые ситуации.
Материалы родительских уголков помогают родителям организовать
развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание
опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и
заучивания.

2. 6. Мероп риятия по реализации программы воспитания ДОУ
Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ОВЗ
дошкольного возраста (до 8 лет ) представлены в п. 49.1.6. ФАОП ДО.
На данный учебный год в группе запланированы следующие
мероприятия согласно прогр аммы воспитания АОП ДО Детского сада №161
«ОАО РЖД»

Направление
воспитания
Мероприятие (дата, название)
Патриотическое 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День
солидарности в борьбе с терроризмом;
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России;
30 ноября: День Государственного герба Российской
Федерации;
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный
день инвалидов;
9 декабря: Де нь Героев Отечества ;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко -
фашистских войск в Сталинградской битве;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества ;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
9 мая: День Победы; 12 июня: День России
Социальное 1 сентября: День знаний;
12 сентября : День дорожной безопасности(акция
"Предвидеть! Научить! Уберечь!);
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных
работников (акция "Поздравь дошкольного работника");
1 октября: Международный день пожилых людей (акция
"Из детских рук -частичку теплоты");
4 октября: День защиты животных (акция "Спешите делать

Страница 23

23

добро! Накормите четвероногого");
15 октября "День чистых рук"(акция, "Чистые ладошки"),
4 ноября: "День народного единства (акция "Мы едины");
12 ноября "Синичкин день"(акция "Лакомка для
пернатых");
13 ноября "День доброты"(акция "Лакомки для пернатых"в
заказник Кирзинский);
5 декабря: День добровольца (волон тера) в России;
14 февраля -Международный день дарения книг ;
6 мая -День голубя мира ;
19 мая: День детских общественных организаций Росс ии;
11 июня: Акция "Окна России» ;
17 августа: Всемирный день защиты бездомных животных ;
Познавательное 8 сентября: Международны й день распространения
грамотности;
5 октября: День учителя;
15 октября: День отца в России;
23 ноября -115 лет со дня рождения Н.Н. Носова "("В
гостях у Незнайки»);
3декабря : День неизвестного солдата;
27 января: День снятия блокады Ленинграда;
31 декабря: Новый год;
15 января: День зимующих птиц России ;
17 января: Международный день детских изобретений;
27 января: День снятия блокады Ленинграда;
28 января: Международный день ЛЕГО ;
8 февраля: День российской науки;
21 февраля: Международный день родного языка;
15 марта: День добрых дел;
20 марта: День Земли ;
12 апреля: День космонавтики;
25 апреля: Всероссийский "День Эколят» ;
24 мая: День славянской письменности и культуры;
11 апреля: День домашних животных (питомцев) в России ;
15 апреля: День экологических знаний ;
22 апреля Международный день Земл и;
6 июня: День русского языка;
13 июня: День божьих коровок ;
19 июня День бабочек ;
22 июня: День памяти и скорби;
5 июля: День рождения В. Сутеева (1903г.) ;
12 июля День летних опытов и экспериментов ;
5 августа: Международный день светофора ;
22 августа: День Государственного флага Российской

Страница 24

24

Федерации;
Физическое и
оздоровительное
1 декабря : Всероссийский день хоккея (Весёлые старты);
23 февраля: День защитника Отечества;
7 апреля: Всемирный день здоровья ;
12 апреля: День космонавтики;
3 июня: Всемирный день велосипеда ;
5 июля: Летний день Здоровья ;
07 июля: Иван Купала ;
27 июля: День мяча ;
1 августа: Солнце, воздух и вода - наши верные друзья! ;
12 августа: День физкультурника;
Трудовое 1 мая: Праздник Весны и Труда;
28 апреля: Всемирный день охраны труда
Этико -
эстетическое
4 ноября Международный день
музыки;
18 ноября: День рождение деда Мороза;
27 ноября: День матери в России;
4 декабря: День написания писем Деду Морозу;
8 декабря: Международный день художника;
18 января: Международный день снеговика ;
04 февраля: Де нь рождения А.Барто ;
16 февраля: День валенка ;
8 марта: Международный женский день;
27 марта: Всемирный день театра;
31 марта День рождения К. Чуковского ;
1 апреля: День смеха ;
25 апреля - Международный день бумажных самолётиков ;
1 июня: День защит ы детей;
8 июня День друзей ;
17 июня: Фестиваль панамок и конкурс летних шляп ;
23 июня: Троица. Праздник русской березы ;
27 июня: Праздник мыльных пузырей ;
29 июня: День поиска пиратских сокровищ ;
8 июля: День семьи, любви и верности;
6 июля: День рисования на асфальте ;
21 июля: День летнего театра ;
4 августа: День железнодорожника ;
25 августа: День Экомоды ;
27 августа: День российского кино;

III. Организационный раздел

Страница 25

25

3.1 Основные направления коррекционной и образовательной
деятельности
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое
развитие» выдвинута в данной рабочей п рограмме на первый план, так как
овладение родным языком является одним из основных элементов
формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие»,
«Социально -коммуникативное развитие», «Художественно -
эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным
направлением и позволяют решать задачи умственного, творческо го,
эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно,
решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого
ребенка.
Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и
учитывая основн ую ее направленность, а также, имея в виду принцип
интеграции образовательных областей, задачи речевого развития включаются
не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие
области.
Содержание работы по пяти образовательным областям соответствует
ФАОП ДО .
I. Речевое развитие
 Овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря.
 Развитие связной грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
 Развитие речевого творчества.
 Развитие звуковой и интонационной культуры р ечи ,
фонематического слуха.
 Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
 Развитие понимания на слух различных жанров детской
литературы.
 Формирование звуковой аналитико -синтетичес кой активности
как предпосылки обучения грамоте.
 Профилактика речевых нарушений и их системных последствий.

II . Познавательное развитие
 Конструирование.
 Развитие представлений о себе и окружающем мире.
 Элементарные математические представления.

III . Художественно -эстетическое развитие
 Изобразительное творчество.

Страница 26

26

 Музыка.
IV . Социально -личностное развитие
 Игра.
 Представления о мире людей и рукотворных материалах.
 Безопасное поведение в быту, социуме, природе.
 Труд.
V . Физическое развитие
 Физическая культура.
 Представления о здоровом об разе жизни и гигиене.

3.2 Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается
первого сентября, длится десять месяцев и условно делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период – декабрь, январь, февраль;
III период – март, апрель, май .
Две -три недели сентября отводится учителями -логопедами для стартовой
педагогической диагностики индивидуал ьного развития детей, сбора
анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с
детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми
специалистами группы рабочих программ , корректировки адаптированной
образовательной программы.
В к онце сентября специалисты и педагоги , работающи е в группе, на
психолого -педагог ическом совещании при заведующем ДОУ обсуждают
результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании
полученных результатов утверждают рабочие программы, написанн ые на
основе АОП ДО .
С первого октября начинается организованная образовательная
деятельность с детьми во всех возрастных группах.
Заведующий дошкольным образовательным учреждением утверждает
раб очие программы специалистов. Психолого -педагогическое совещ ание
обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить
динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить
необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей
направленности.
Логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4 -6
детей) по вторникам, средам и четвергам. В понедельник логопед проводит
только индивидуальную работу с детьми в первой половине д ня, в пятницу
проводит индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или
консультировани е родителей во второй половине дня.

Страница 27

27

На работу с одной подгруппой детей в подготовительно й группе
отводится 25 минут .
Для фронтальной работы по развитию речи отвод ится понедельник
(проводят воспитатели в группе) .
Все остально е время в сетке работы учител я-логопеда занимает
индивидуальная работа с детьми, которую учитель -логопед проводит в своем
кабинете.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются
зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот
период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится
только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты
принимают участие в совместной деятельности с детьми, организ уют
игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные,
физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется
коррекционно -развивающая работа и в июне при переходе детского сада на
летний режим работы.

3.3 Распорядок дня, организац ия режимных моментов

Организация режимных моментов, распорядок дня
М аксимально допустимый объем образовательной нагрузки не
превышает нормативы САНП ИН.
Распорядок дня в группе компенсирующей направленности включает в
себя:
 прием пищи (завтрак, обед, полдник);
 ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4 -4,
5 часов;
 дневной сон продолжительность 2 -2,5 часа в разных возрастных
группах;
 самостоятельную деятельность детей;
 коррекционно -развивающую работу (групповые и
индивидуальные занятия с учителем -логопедом);
 непосредственную образовательную деятельность;
 разные виды двигательной активности, физические упражнения и
закаливающие мероприятия.

Режим дня в старшей группе на теплый и холодный периоды года,
график работы и расписание раб оты учит еля -логопеда.
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно)
проводится в неделю 14 подгрупповых и групповых занят ий
продолжительностью 20 минут , по 3 индивидуальных занятия с учителем -

Страница 28

28

логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает
рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут).
Образовательная область. Направление деятельности Количе
ство
занятий в
неделю
Речевое развитие . Восприятие художественной литературы 1
Познавательное развитие. Познавательно -
исследовательская, конструктивно -модельная деятельность
2
Познавательное развитие. Развитие математических
представлений
2
Художественно эстетическое развитие. Рисов ание 1
Художественно -эстетическое развитие. Лепка/аппликация 1
Художественно -эстетическое развитие. Музыкальное
развитие
2
Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на
свежем
воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем -логопедом 4
Индивидуальные занятия с логопедом 3
Индивидуальное занятие с воспитателем 3
Лечебная физкультура 2

Социально -коммуникативное развитие детей осуществляется в
образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и
самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Примерный режим дня. Холодный период года

Прием и осмотр детей, игры, деж урство 7.30 — 8.0 0
Утренняя гимнастика 8.07 – 8.17
Подготовка к завтраку, завтрак 8. 20— 8.5 0
Утренний круг 8.5 0— 9.00
1-е занятие воспитателя и 1 -е подгрупповое логопедическое занятие
9.00 — 9.20
2-е воспитателя и 2 -е подгрупповое логопедическое занятие 9.30 — 9.50
Второй завтрак 9.52 – 10.00
Физкультурное, музыкальное занятие или занятие воспитателя 10.00 —
10.20

Страница 29

29

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке,
прогулка 10. 30— 12. 00
Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры
12. 00— 12. 15
Подготовка к обеду, обед 12. 15 — 12.40
Подготовка ко сну, сон 13. 00— 15.00
Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00 — 15. 20
Подготовка к полднику, полдн ик 15. 20 — 15.3 5
Занятие воспитателя (2 раза в неделю), индивидуальная работа
воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность
детей 15. 40— 16.10
Подготовка к прогулке, прогулка 1 6.10— 16.45
Подготовка к ужину, ужин 16.45 – 17.05
Игры , самостоятельная деятельность детей 1 7.10— 17.30
Уход домой 17.30


3.4. Расписание и особенности работы учителя -логопеда
На текущий учебный год нагрузка учителя -логопеда в группе ТНР
составляет 20 часов
Расписание учителя -логопеда
День недели время работы
понедельник 8.00 -12 .00
вторник 8.00 -12.00
среда 8.00 -12.00
четверг 8.00 -12.00
пятница 13.3 0-17.3 0




Циклограмма работы учителя -логопеда с детьми с ТНР (20 часов в
неделю)

Аудиторная занятость (фактический объём учебной нагрузки (20 ч.)
Дни
недели
Взаимодействие в
группах
встреча детей,
консультации
Фронтальные,
подгрупповые
занятия
Совместная
коррекционно -
развивающая
деятельность
Индивидуал
ьная работа
понедел
ьник
8:45 -8.55
(утренний круг)
9.00 - 9.25
Развитие речи.


10:40 -11:10
Интегрированная
деятельность с участием
психолога

8.00 -8.10
8.20 -8.30
9.30 - 9.40
10.05 -10.15
10.30 -10.40
11.10 -11.20

Страница 30

30

11.40 -11.55
вторник 8:45 -8.55
(утренний круг)
9.00 -9.25
Коррекционная
деятельность
1 подгруппа
9.35 -10.00
Коррекционная
деятельность
2 подгруппа
8.00 -8.10
8.20 -8.30
10.05 - 10.15
10.35 -10.50
10.55 -11.10
11.40 -11.55
среда 8:45 -8.55
(утренний круг)



10.10 -10.25
Интегрированная
деятельность с участием
воспитателей
(Рисование)
10.15 -10.40
Интегрированная
деятельность с участием
инструктора по
физической культуре
8.00 -8.10
8.20 -8.30
9.20 - 9.35
9.55 -10.10
10.40 -10.50
10.55 -11.15
11.20 -11.35
11.40 -11.55

четверг 8.45 -8.55
(утренний круг)
9.00 - 9.20
Коррекционная
деятельность
1 подгруппа
10.25 -10.50
1 подгруппа
10.30 -10.50
Интегрированная
де ятельность с участием
инструктора по
физической культуре
8.00 -8.10
8.20 -8.30
9.30 - 9.40
9.45 -9.55
10.10 -10.20
10.55 -11.05
11.10 -11.20
11.25 -11.35
11.40 -11.55
пятница 13.30 -14.00
Консультация для
педагогов 14:00 -
15:00
17.00 -17.30
16.20 -16.30 (Для
совмес тных занятий
с родителями)
16.35 -16.45
консультация для
родителей
15.05 -15.15
15.20 -15.30
15.35 -15.45
15.50 -16.00
16.05 -16.15

3.5. Организ ация предметно -пространственной развивающей
среды и материально -техническое оснащение кабинета учителя -
логопеда

Описание предметно -пространственной развивающей среды для всех
возрастных групп представлено в ФАОП ДО и в «Комплексной
образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
Детский сад имеет современную материальную базу. Групповые
помещения состоят из игровых, спален, приемной, туалетной комнат, места
для хранения посуды. В соответствии с нормативами СанПиН оборудованы

Страница 31

31

кабинеты заведующего, старшего воспитателя, учителей -логопедов,
педа гога -психолога, пищеблоки, прачечная и другие помещения. На
прилегающих территориях также выделены зоны для общения и совместной
деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и
взрослых, в том числе для использования методов проектиро вания как
средств познавательно - исследовательской деятельности детей.

Материально -техническое оснащение кабинета:
1. Компьютер.
2. Магнитная доска.
3. Звучащие игрушки.
4. Логопедические постановочные и массажные зонды и
зондозаменители.
5. Дыхательные тренажеры.
6. Картотека предметных и сюжетных картинок по всем
лексическим темам.
7. Картотека заданий для автоматизации и дифференциации
звуков всех групп в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,
чистоговорках, потешках, рассказах.
8. Карто тека упражнения дыхательной гимнастики.
9. Картотека упражнения мимической гимнастики.
10. Картотека упражнения артикуляционной гимнастики.
11. Картотека упражнения пальчиковой гимнастики.
12. Картотека подвижных игр и упражнений.
13. Картотека словесных игр.
14. Дидактиче ские игры по всем лексическим и
грамматическим темам.
15. Пособия для развития мелкой моторики.
16. Мячи, мячики .
17. Детская художественная и развивающая литература.
18. Рабочие тетради к «Комплексной программе» по числу
детей.

3.6. Список методической литературы и дидактических пособий
Главные книги методического комплекта к «Комплексной программе»
1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно -развивающей работы в группе компенсирующей
направленности для детей с тяже лыми нарушениями речи (ОНР) в соответствии с ФАОП ДО . –
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
3. Нищева Н. В. Комплексно -тематическое планирование коррекционной и обра зовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет) . – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
4. Нищева Н. В. Комплексно -тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет) . – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .

Страница 32

32


Образовательная область «Речевое развитие»
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с
ОНР. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
3. Нищева Н. В. Мой букв арь. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
4. Нищева Н. В. Развити е фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у
старших дошкольни ков. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
5. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших
дошкольн иков — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
6. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского с ада. — СПб., ДЕТСТВО -
ПРЕСС, 2023 .
7. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕ СС, 20123 .
8. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
9. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
10 . Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольног о возраста № 3. — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
11 . Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
12 . Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и
дифференциации зву ков. Выпуски 1, 2, 3 , 4. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
13 . Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации зву ков. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
14 . Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и
дифференциации звуков разных гру пп — СПб., ДЕТСТВ О-ПРЕСС, 2023 .
15 . Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации зву ков. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
16 . Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнаст ика. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
17 . Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников
при рассматривании произведений пейзажной живоп иси. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
18 . Нищева Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста.
Образовательные ситуации на основе текстов русских народных ска зок. — СПб., ДЕТСТВО -
ПРЕСС, 2020 .
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет и с 5
до 6 л ет). — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
2. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с
ОНР (с 5 до 6 л ет). — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
3. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7л ет). —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
4. Данилова Е. Ю., Дружинина Н. В., Сержанова Л. Н., Солодовникова Е. В. «Новая Сибирь – мой
край родной» программа краеведческого образования детей дошкольного возраста Новосибирской
области. Новосибирск, 2020.
5. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты
совместной деятельности с детьми с 5 до 6 лет - СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
6. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты
совм естной деятельности с детьми с 6 до 7 лет - СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .

Страница 33

33

7. Литвинова О.Э. Рисование. Лепка. Апп ликация. – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022
7. Краузе Е. Н. Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет - СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС,
2023 .
Образовательная область «Социально -коммуникативное развитие»
1. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнас тики — СПб.,
ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
2. Тимофеева Л. Л . Формирование культуры безопасности у дет ей от 3 до 8 лет. Парциальная
програ мма. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
3. Тимофеева Л. Л . Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной
деятельности в старшей гр уппе — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
4. Тимофеева Л. Л . Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной
деятельности в подготовительной к школе гру ппе. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 202 2.
5. Сказкина А.М. Программа дополнительного образования «Барабинск -город
железнодорожников», Барабинск, 2017 .

Образовательная область « Художественно -эстетическое развитие»

3. Литвинова О. Э. Рисовани е, лепка, аппликация с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
(с 5 до 6 лет) – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023.
4. Литвинова О. Э. Рисовани е, лепка, аппликация с детьми старшего дошкольного воз раста с ТНР
(с 6 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023.
6. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском са ду. —
СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023 .
12 . Судакова Е. А. Беседы к альбому Чайковского «Времена го да». – СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС,
2020 .
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Кириллова Ю. А. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет .
Парциальная програ мма. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .
3. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) в спортивном зале и на прогулке для детей с
ТНР с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. — СПб., ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2022 .