cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ ЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №161
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНО ГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ГОРОД БАРАБИНСК
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий ЧДОУ №161 ОАО «РЖД»
от «31» января 20 17 г. ___________________ Михальская О.Б.
Протокол № 3 «31» января 20 17 г.

Программа дополнительного образования
по ранней профориентации
«Барабинск – город железнодорожников »
для детей среднего и старшего дошкольного возраста от 4 до 7 лет
срок реализации программы 3 года



Авторы:
Сказкина А.М. , воспитатель
высшей квалификационной категории ,
Помельцева М.В., воспитатель



г. Барабинск 2017г.

Страница 2

2


СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………. стр.3
2.Цели и задачи программы………………………………...стр.6
3.Содержание программы…………………………………..стр.7
4.Планируемые результаты…………………………………стр. 25
5. Комплекс организационно -педагогических условий….. стр. 28
6.Сп исок литературы……………………………………….. стр. 35













Страница 3

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Данная программа имеет социально -педагогическую направленность.
Актуальность .
П рограмма дополнительного образования «Барабинск -город
железнодорожников» актуальна , так как помогает воспитанникам
определиться с выбором жизненного пути, успешно специализироваться,
связав свою судьбу с железной дорогой.
Основно е предназначение программы направлено на патриотическое
развитие детей дошкольного возраста, через ознакомление с
железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников , а так же
воспитанию ребѐнка , владеющим социально -коммуникативными
навыками, с пособного ставить цели и добиваться результата.
Отл ичительные особенности программы.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление
в дошкольном воспитании. В работе нашего детского сада мы используем
примерн ую основн ую образовательн ую программ у дошкольного
образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Москва 2014г). В данной программе ни
одна образовательная область не предусматривает профориентацию
дошкольников. Было пон ятно , что одиночные занятия, развлечения ,
экскурсии в удобное время , никогда не принесут значимых результатов –
профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности,
систематизации и углубленной работы, а для более эффективности работы
необходима программа дополнительного образования социально -
профессиональной направленности с пособиями, методическим
сопровождением.
Новизна . Практически не существует методической литературы, которая
могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на

Страница 4

4

железнодорожные профессии и развитием железных дорог дошкольников,
поэтому данная программа является средством повышения компетентности
педагогов детских садов в данном направлении.
Адресат программы .
Н аш детский сад посещают дети железнодорожников, которые
посвятили всю жизнь не в одном поколении развитию и поддержанию
Западно -Сибирской железной дороги и поэтому аудитория, на которую
рассчитана программа: дет и дошкольного возраста 4-7 лет.
Объем и срок освоения программы .
Программа дополнительного образования «Барабинск -город
железнодорожников» апробировалась в течение 3-х лет в детском саду № 161
ОАО «РЖД» г орода Барабинск а Новосибирской области. Программа
рассчит ана с соблюдением преемственности (группа 4 -5 лет – 9 занятий;
группы 5 -7 лет -18 занятий).
Формы организации образовательного процесса : очная, групповая.
Состав группы постоянный, не изменяется на протяжении всего срока
реализации программы. Состав группы может меняться, если дети выбывают
из группы.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной лог ике, направленных на формирование у
дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее
развитии.
Занятия проводятся в рамках учебного плана Основной
общеобразовательной программы детского сада через образовательные
области:
- Познавательное развитие
- Социально -коммуникативное развитие
- Художественно -эстетическое развитие
- Физическая культура
- Речевое развитие

Страница 5

5

Организация учебного процесса:
-Занятия проводятся по подгруппам, с детьми 4 -5 лет один раз в месяц, с
детьми 5 -7 лет два раза в месяц.
-Занятия носят интегрированный характер.
-Предусмотрены творческие задания ребѐнок + родитель (домашние
задания).
-Просветительская работа с родителями и педагогами.
Программа рассчитана на 9 и 18 занятий с соблюдением
преемственности (группа 4 -5 лет – 9 занятий; группы 5 -7 лет -18 занятий).
Образовательная деятельность построена таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна:
использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений,
творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный
эмоциональный фон в н емалой степени способствует развитию учебной
мотивации, что является необходимым условием для ознакомления
дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.













Страница 6

6

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для личностного -
ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста при
ознакомлении с железной дорогой и трудом работников
железнодорожных предприятий, воспитание уважения к труду родителей.
Задачи программы :
1.Повышать уровень взаимодействия педагогов с детьми по социально -
профессиональной направленности через систематизированное изучение
профессиональной направленности детского сада.
2.Разнообразить формы работы с семьѐй. Приобщить родителей к
участию в педагогическом процессе, его оценки, улучшений условий для
развития и воспитания детей.
3.Создавать условия для развития профессиональных игр и
рационального (доступного детям) размещения материала
железнодорожной тема тики.
4.Способствовать переносу знаний о железной дороге и труде
сотрудников железнодорожных предприятий в разнообразные
образовательные области.
5.Формировать преемственность работы дошкольного учреждения с
предприятиями железнодоро жного транспорта города .





Страница 7

7

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
При разработке содержания, форм и методов программы по ранней
профориентации на железнодорожные профессии руководствовал ись
дидактическими принципами системности, последовательности,
доступности, научности, наглядности.
Этапы реализации программы :
1 этап – работа с детьми 4-5 лет
2 этап – работа с детьми 5-6 лет
3 этап – работа с детьми 6 -7 лет
Содержание программы:
в программе выделено 4 тематических блока:
1. Азбука безопасности.
2. Барабинская магистраль.
3. На пути к профессии .
4.Семейные династии.

Содержание блоков программы.
Первый блок «Азбука безопасности».
Цель: Организация работы по охране и укреплению здоровья детей,
реализация комплекса воспитательно – образовательных, оздоровительных и
профилактических мероприятий.
Задачи:

Страница 8

8

1.Воспитывать чувство самосохранения.
2.Учить правилам поведения в чрезвычайной ситуации.
3.Учить бережному отношению к здоровью.
4.Обобщить и систематизировать представления детей о способах
передвижения человека по железной дороге.
Содержание деятельности:
1.Решение проблемных ситуаций.
2.Проведение экскурсий на железнодорожные предприятия.
3.Органи зация прогулок по улицам города .
4.Построение предметно -развиваю щей среды.
5.О рганизация кружковой работы.
Второй блок «Барабинская магистраль».
Цель : Расширение и обогащение знаний воспитанников о развитии
железной дороги нашего края, еѐ роли в развитии магистрали.
Задачи:
1.Способствовать воспитанию личности гражданина – патриота.
2. Способствовать воспитанию любви к родному краю в котором мы
живѐм.
3.Формирование у детей уважения к труду железнодорожников,
обогащение знаний о роли труда на железнодорожных предприя тиях.
Содержание деятельности:
1. Разработка и внедрение перспективных планов по ознакомлению детей
с развитием железной дороги.

Страница 9

9

2. Создание картотеки «Почѐтные железнодорожники».
3. Оформление фотоальбома «Мы в гостях у наших родителей », создание
альбома « Вокзалы Западно -Сибирской железной дороге »
4. Разучивание стихотворений и песен в соответствии с изучаемым
блоком.
5. Проведение экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта.
Третий блок «На пути к профессии ».
Цель: ознакомление воспитанников с профессиями
железнодорожников, повышение интереса к железнодорожным
специальностям.
Задачи :
1. Развитие трудолюбия и интереса к выбору профессий.
2. Формирование образных представление о специфике работ ы на
железнодорожных предприятиях в разных отраслях ОАО «РЖД».
Содержание деятельности:
1. Привлечение родителей к личностно – ориентированной подготовке
детей для сознательного выбора будущей профессии железнодорожной
специальности.
2. Соз дание картотеки « На пути к профессии »
3. Разработка и внедрение перспективных планов по ознакомлению детей
с разнообразием профессий железнодорожных структурных
подразделений.
4. Проведение экскурсий на предприяти я железнодорожного тра нспорта и
создание видеорепортажей по экскурсиям.

Страница 10

10

Четвертый блок.
«Семейные династии ».
Цель: Воспитание уважение к труду родителей, гордости за их
достижения и вклад в развитие железной дороги. Стремление
продолжат ь дело родителей. Способствовать развитию целеустремлѐнной
личности с активной жизненной позицией.
Задачи:
1.Формирование ярких образных представлений о труде родителей,
разнообразие форм и методов работы.
2.Закрепление знаний о родовых династиях.
3.Ра звитие интереса к выбору будущей профессии.
Содержание деятельности:
1. Привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада.
2. Анкетирование родителей.
3.Составление древа трудовых династий.
4. Разучивание стихотворений и песен в соответствии с изучаемым
блоком.



Страница 11

11


п/п

Участники
программы

Формы и методы работы программы
1. Воспитатель и
специалисты
ЧДОУ
– Прослушивание записей песен о железной дороге,
заучивание их.
– Создание фонотеки музыкальных произведений.
– Подготовка и проведение концерта для ветеранов
Великой Отечественной войны, бывших
железнодорожников.
– Праздник в честь Дня железнодорожника.
– Статьи с поздравлениями в газете.
– Проведение спортивных игр и физкультурных
досугов на железнодорожную тему.
– Проведение музыкальных развлечений и
театрализованных представлений на тему "Железная
дорога".
Воспитатель и
железнодорож
ными
структурными
подразделения
ми
1.Посвящение в железнодорожники.
2.Чествование ветеранов железнодорожных
предприятий.
4.День железнодорожника.
5. Встречи с интересными людьми.
6.Выпуск альбомов «Мы - дети – Российских
Железных Дорог», «Барабинск -город
железнодорожников»
7.Экскурсии по железнодорожным предприятиям
ст. Барабинск .

Страница 12

12

2. Воспитатель и
родители
- Собрание для родителей "Как познакомить детей с
профессией железнодорожника".
- Изготовление атрибутов к сюжетно -ролевым играм о
железной дороге.
- Помощь родителей в подготовке и оборудовании
интерьера группы, учебного материала по данной
теме.
- Помощь родителей в организа ции и проведении
экскурсий на предприятия железнодорожного
транспорта.
3. Дети и
родители




- Чтение художественной литературы на тему
"Железная дорога".
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для
оформления дидактических игр и альбомов на
данную тему.
- Организация экскурсий на предприятия
железнодорожного транспорта (на вокзал, в
локомотивное депо , и т.д.).
- Посещение краеведческого музея
4. Воспитатель и
дети
- Диагностика знаний детей в начале и конце учебного
года о железной дороге.
Познавательное развитие
 Творческое рассказывание детей по наблюдениям
и экскурсиям на железнодорожные предприятия.
 «Как создавали первый паровоз».
 «Почему поезд бывает пожарным».
 «Путешествие на поезде дальнего следования».

Страница 13

13

 «Ознакомление с трудом машиниста».
 Чтение и слушание произведений, заучивание
стихотворений на железнодорожную тему (Э.
Мошковская «Мчится поезд», Н. Костарев
«Вокзал», Г. Цыферов «Паровозик», Б. Житков
«Что я видел», Н. Забила «Путями -дорогами»,
Дж. Родари «Детская железная дорога». А.
Лукь янова «Братцы -вагончики и скорый поезд».
Т. Михайлова «Непослушный вагон» Г. Шалаева
«Как вести себя в поезде»).
 Библиотека детской художественной и
популярной энциклопедической литературы.
 Составление картотеки пословиц и поговорок о
труде.
Социально -коммуникативное развитие
 «История железных дорог России».
 «Семейные династии».
 «Профессии наших родителей».
 «Знаменитое изобретение».
 «Везде и всюду правила, их надо знать всегда»
(правила поведения на железнодорожном вокзале,
правила поведения в поезде).
 «Быть примерным пассажиром разрешается».
Занятия в мини - музее :
 «Исторические локомотивы (паровозы)».
 «Современные тепловозы и электровозы».
 «Что перевозят по железной дороге».
Работа с познавательными папками и альбомами:

Страница 14

14

 «Форма ведомства путей сообщения».
 «Семейные династии».
 «Железнодорожные профессии».
 «Железнодорожный транспорт».
 «Правила безопасного поведения на железной
дороге».
Встречи в мини -музее (Дни открытых дверей):
 «Наша гордость – ветераны».
 «День железнодорожника».
 Тематические встречи с родителями, с гостями
детского сада (представителями железнодорожных
профессий).
Художественно -эстетическое развитие:
- Занятия по формированию у детей эстетического
отношения к окружающему.
- Занятия по изобразительной деятельности
(рис ование, аппликация, лепка):
 «Родной край из окна поезда».
 «Паровозик из Ромашково».
 «Мои родители – железнодорожники».
 «Железнодорожные профессии».
- Занятия по конструированию:
 «Железнодорожный вокзал».
 «Строим поезд».
 «Мост через железную дорогу».
 «Поезд будущего».
 «Город для железнодорожников».

Страница 15

15









- Мир музыки:
 Праздники и развлечения (День
железнодорожника, День рождения кружка
«Паровозик из Почемучкино»).
 Создание фонотеки музыкальных произведений.
 Слушание и разучивание песен детских
композиторов о железно й дороге.
Игровая деятельность :
 «Кому и что нужно для работы».
 «Железнодорожный транспорт».
 «Железнодорожный вокзал».
 «Поездка на поезде».
 «Путешествие по железной дороге».
- Конкурсы, викторины, развлечения:
 «Театр на колесах».
 КВН «Железные дороги в стране важней всего».
 «Железная дорога – мечта моя».
 «Литературная гостиная».
 Конкурсы детских рисунков и поделок на
железнодорожную тематику.

Страница 16

16

Содержание учебно -тематического плана:
Тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста
Средняя группа

месяц
Тема Цель
Сентябрь 1.Диагностика знаний
детей в начале года

определить уровень знаний детей о
железнодорожных профессиях,
предприятии родного города.
Октябрь 1 Развлечение:
Путешествие на поезде
времени: «Что за станция
такая?»

Воспитывать уважение к
сотрудникам железнодорожных
организаций, желание сделать
родителям приятно.
Ноябрь 1. Выставка детско –
родительского творчества:
«Папа , мама. и Я –
железнодорожников
семья»


Заинтересовать родителей
процессом профориентационной
работы детского сада. Развитие
творческого потенциала родителей
и детей, фантазии образного
мышления .
Декабрь 1. Экскурсия в музей в
школу -интернат № 18
РЖД ст. Барабинск.

воспитание интереса к
различным железнодорожным
специальностям .
Январь 1. Знакомство с
профессией – Машинист
поезда помощник
машиниста поезда

Закрепление знаний детей о
специфики работы и требованиям
к должностным обязанностям
машиниста поезда и помощника
машиниста.
Февраль 1. Беседа «Железная дорога
детям не игрушка»

Продолжать знакомить детей с
правилами поведения около

Страница 17

17


Старшая группа


железнодорожного полотна,
обогащение словарного запаса,
развитие речи
Март 1. Выставка детского
творчества: Моя будущая
профессия



Создание условий для
самоопределения и увлекательной
активности детей в в
художественно -эстетическом
освоении и передачи желаемого в
окружающий мир.
Апрель 1. Диагностика знаний
детей о железной дороге
родного края в конце
учебного года




Май 1. Экскурсия в
краеведческий музей г.
Барабинск
Знакомство с родным городом



месяц
Тема Цель
Сентябрь 1.Диагностика знаний
детей в начале года
2. Оформление альбома
«Барабинск - город
железнодорожников»






Развитие трудолюбия и интереса
к выбору профессий.
Формирование образных
представление о специфике
работы на железнодорожных
предприятиях в разных отраслях

Страница 18

18

ОАО «РЖД».
Октябрь 1. Беседа «Что такое
переезд? »
.







2. «Все работы хороши,
выбирай на вкус
«Дежурный по переезду»




Знакомить детей с переездом и его
роль в жизни человека.
Расширять знания детей и
представление о безопасности
поведения на железнодорожном
переезде через игровые
упражнения.


Дать первоначальное
представление о профессии
дежурного п о переезду.
Воспитание уважения к труду
взрослых, гордости за своих
родителей
Ноябрь 1. Составление карты –
схемы (памятка по
безопасному поведению
вблизи железнодорожного
полотна).

2. Беседа о проводнике
пассажирского вагона .





Развитие творческого потенциала
детей, коммуникативных навыков
общения, логического мышления,
координации в системе глаз – рука.

Развитие трудолюбия и интереса к
выбору профессий. Развитие
коммуникативных качеств.
обратить внимание детей на
необходимые личностные качества
в работе проводника
пассажирского вагоны с
пассажирами.
Декабрь 1. Творческое
рассказывание «Я -
будущий
железнодорожник»
формировать умение составлять
небольшой творческий рассказ;

Страница 19

19





2. «Встреча с
интересными людьми» - в
гостях у детей родители -
железнодорожники .
развивать связную речь,
воображение; воспитывать
усидчивость, умение анализировать


повышения интереса к
железнодорожным специальностям.

Январь 1.Выставка детского
творчества «Вокзал – как
много ты людей
встречаешь»




2. Экскурсия
«В железнодорожную
кассу за билетом»


развитие способности к
изобразительной деятельности,
умение создавать многофигурные
сюжетные композиции, развитие
воображения, логического
мышления

знакомство детей с кабинетом и
оборудованием билетной кассы.
Закрепление знаний о функциях
выполняющих кассиром,
требования к содержанию
рабочего места и выполнению
должностных инструкций .
Февраль 1. Развлечение «Я на
поезд опоздал, а сосед
стоп – кран нажал».



2. Чтение
художественной
литературы. Е.Иванова
«Где кончаются рельсы?»

-дать знания о правилах
поведения в общественном
железнодорожном транспорте,
предупредительности поведения и
ожидаемых последствий.
-знакомить детей с многообразием
отдельных произведений и их
циклами, объединенными одной

Страница 20

20

темой - железная дор ога.
Март 1. Знакомство детей с
железнодорожными
династиями.




2. Рассматривание
фо тографий, иллюстраций
о железнодорожных
предприятиях нашего
города.
воспитание уважение к труду
родителей, гордости за их
достижения и вклад в развитие
железной дороги. Стремление
продолжать дело родителей.



дать понять, что работа на железной
дороге очень ответственная.

Апрель 1 Диагностика знаний
детей о железной дороге
родного края в конце
учебного года
2. Выставка детского
творчества: «Едет поезд –
остановка, выходите
станция Барабинск».





воспитание любви к Родине и
уважения к окружающим. Развитие
эстетического восприятия
художественных образов и
предметов окружающего мира
Май 1. Экскурсия в музей
локомотивного депо ст.
Барабинск

2. Рассказ - беседа о
работе железной дороги в
годы войны.
воспитание интереса к различным
железнодорожным специальностям,
к тому, гд е и кем работают их
родители.
воспитывать гордость и уважение к
своим прабабушкам и прадедушкам .

Страница 21

21

Подготовительная к школе группа

месяц
Тема Цель
Сентябрь 1.Диагностика знаний
детей о железной дороге
родного края в начале года
2. Разговор – беседа
познавательного характера
«Барабинск -город
железнодорожников».



воспитание гордости за свой город -
город железнодорожников.


Октябрь 1. Мои родители -
железнодорожники





2. Рисование
« Моя железнодорожная
семья»


уточнить знания детей о
профессиях родителей; развивать
память, мышление, связную речь,
общение; воспитывать активный
интерес к трудовой деятельности
родителей.

учить рисовать фигуру человека,
передавать в рисунке характерные
особенности каждого члена с емьи;
закрепить знание детей о праве на
семью
Ноябрь 1. Беседа с решением
проблемных ситуаций
« Быть примерным
пассажиром разрешается»


2. Экскурсия
обобщить и систематизировать
представления детей о способах
передвижения человека по железной
дороге; упражнять в навыках
правильного поведения в поезде.
познакомить детей с начальником
и сотрудниками обслуживающими

Страница 22

22

«В гости к шефам –
локомотивное депо»
железную дорогу ст.Барабинск.
Декабрь 1. Круглый стол
(родители, дети, педагоги)
«По стопам моих
родителей»



2.Беседа «Красный
семафор горит – переезд
для нас закрыт».

воспитание уважение к труду
родителей, гордости за их
достижения и вклад в развитие
жел езной дороги. Стремление
продолжать дело родителей.

расширять знания детей и
представление о безопасности
поведения на железнодорожном
переезде через игровые
упражнения, эстафеты,
соревнования.
Январь 1.Знакомство с
профессией - Дежурный
по станции .


2. Аппликация
« Железная дорога»

формирование образных
представление о специфике
работы дежурного по станции.

развивать композиционные умения,
зрительное восприятие, внимание;
воспитывать самостоятельность и
аккуратност ь в работе с ножницами
Февраль 1. Коллективная работа из
бросового материала
«Охраняемый переезд».


2. Рассматривание
фотографий, иллюстраций
закрепить знания детей о
предназначение переезда, с
обслуживающим персоналом,
функциями и задачами. Развивать
творчество, фантазию.
дать понять, что работа на железной
дороге очень важная и

Страница 23

23

в газетах о
железнодорожных
предприятиях нашего
города.
ответственная.

Март 1. Семейный конкурс
(защита проекта) «Моя
семейная трудовая
династия».


2. Путешествие на поезде
времени: «Что за станция
такая?»

Улучшение эмоционального
контакта с родителями,
укрепление детско –родительских
отношений на основе предметной
совместной деятельности. Развитие
творческого потенциала.
формирование чувства гордости за
город , в котором живут дети, за
людей которые внесли
значительный вклад в его
развитие.
Апрель 1 Диагностика знаний
детей о железной дороге
родного края в конце
учебного года

2.Экскурсия на ж.д . вокзал
ст. Барабинск







познакомить детей с о зданием ж/д
вокзала г. Барабинска. Обогащение
словарного запаса, развитие
любознательности в области
железной дороги.
Май 1.«Наши прабабушки и
прадедушки -победители»
чествование ветеранов
железнодорожного
воспитывать уважение детей к
людям разных поколений, желание
быть похожими на них.

Страница 24

24



















транспорта.

2. Выставка стихов,
рассказов о своих
родителях -
железнодорожниках
«Дорог на свете много,
железная одна»


закрепить знания о своих родителей,
учить гордиться профессией
родителей.

Страница 25

25

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Представления, навыки, умения,
отношение к труду
железнодорожников
Уровень знаний и умений
Начало
учебного года
Конец
учебного года
высокий средний низкий высокий средний низ кий
Представления
1 Имеет представление о роли труда
железнодорожников

2 Имеет представление о разнообразии
железнодорожных профессий

3 Имеет представление о роли
современной техники, машин,
механизмов в трудовой деятельности
железнодорожников

4 Имеет обобщенное представление о
связи труда людей разных профессий,
занятых на одном производстве
(железнодорожников)

5 Имеет общее представление о развитии
железной дороги

6 Имеет общее представление о том, где и
кем работают родители и в чем ценность
их труда

Познавательные, речевые, трудовые и игровые навыки
7 Воспринимает трудовой процесс
дифференцированно
(последовательность компонентов)

8 Умеет строить наглядно -схематическую
(и мысленную) модель трудового
процесса

9 Умеет самостоятельно приобретать
знания о труде железнодорожников из
разных источников

1
0
Соотносит результаты труда и набор
трудовых процессов с названием
профессии

1
1
Пользуется речью, как доказательством
для обоснования суждений о видах
труда, профессиях

1
2
Владеет соответствующим словарем -
профессия, материал, инструменты,
деньги, бюджет семьи, реклама

1 Включает в игровой процесс

Страница 26

26

3 деятельность людей различных
железнодорожных профессий
1
4
Использует предметы - заместители в
качестве атрибутов для сюжетно -
ролевых игр железнодорожных
направлений

Умения
1
5
Переносит знания о способах и нормах
взаимоотношений в труде на
собственную детскую трудовую
деятельность

1
6
Знает и называет различные виды
железнодорожного транспорта, его
назначение

1
7
Знает стихи, загадки, песни (на
железнодорожную тематику)

1
8
Активен в различных играх (на
железнодорожную тематику)

1
9
Умеет рассказать о транспортной среде
окружающего микрорайона (вокзал,
виадук, транспортный узел)

2
0
Знает и умеет объяснить правила
поведения вблизи железнодорожных
объектов

2
1
Знает и объясняет правила поведения на
железнодорожном транспорте

2
2
Знает и называет знаки
«железнодорожный переезд» и др.

Отношение к труду железнодорожников
2
3
Проявляет устойчивый интерес к
железнодорожным профессиям

2
4
Испытывает чувство уважения и
благодарности к людям, создающим
своим трудом разнообразные ценности,
необходимые человеку





Страница 27

27

Планируемые результаты
1.Формирование единого воспитательного пространства семьи и детского
сада.
2.Раскрытие индивидуальных особенностей ребѐнка, его творческого
потенциала.
3.Повышение уровня образования детей в профессиональной
ориентации.
4.Развитие коммуникативных навыков общения.
5.Укрепление семейных связей, уважение к труду родителей.














Страница 28

28

5.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы.
Важным условием выражения учебной программы является достаточный
уровень материально -технического обеспечения:
 дидактические и наглядные пособия;
 современные средства ТСО;
 методическая литература;
 репродукции картин;
 картинки с различными видами войск и Защитников Отечества,
фотоальбомы «Мой город»; «Вокзалы Западно -Сибирской
магистрали», «Барабинский бронепоезд»
 «Моя семья»; «Семейные династии».
 художественная литература;
 видео - и аудиозаписи с песнями военных лет;
 карты, а тлас Новосибирской области;
 символика Новосибирской области и г орода Барабинска, глобус и т. д.
Формы аттестации.
Формы аттестации разрабатываются для отслеживания результативности
освоения программы. Согласно учебно -методическому плану - это
творческая работа, тестирование, отчетные выставки, конкурсы, акции.
Оценочные материалы.
Диагностика знаний, умений и навыков воспитанников - важный этап в
работе с детьми, поскольку является показателем результата работы
педагога.
Мониторинг освоения д етьми программы дополнительного образования.
1.Комплексная беседа, в процессе которой уточняются представления
дошкольников:

Страница 29

29

-об источниках опасности, типичных опасных ситуациях (вблизи
железнодорожного полотна, в вагоне поезда) ; с облюдение определѐ нных
правил на железнодорожном транспорте , при контакте с незнакомыми
людьми.
-о мерах предосторожности.
-о действиях в опасных ситуациях.
1.Как тебя зовут (Ф.И.О.)?
2.Где ты живѐшь (домашний адрес), почему город называется
железнодорожный?
3.Как зовут твоих родителей, где они работают?
4.Расскажи, как ты переходишь железнодорожный переезд? А какие правила
необходимо соблюдать при переходе проезжей части?
5.Для чего нужны предупредительные знаки вблизи железнодорожного
полотна, какие из них ты зн аешь?
6.Расскажи, как мы должны вести себя в вагоне поезда, какие правила
поведения в поезде мы должны соблюдать?
7.Как ты думаешь можно детям одним гулять далеко от дома? А вблизи
железнодорожного полотна?
8.Представь, что с мамой пошел на железнодорожны й вокзал в кассе
покупать билет и случайно потерялся. Что ты будешь делать?
9. Расскажи, что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет
незнакомый человек и будет угощать тебя конфетой?
10.Как ты думаешь, нужно ли рассказывать родителям о том, что с т обой
случилось? Почему?

Страница 30

30

11.Какие виды железнодорожного транспорта ты знаешь?
Обработка результатов:
Обследование проводится путѐм оценки знаний правил безопасного
поведения по следующим критериям:
-объѐм и полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности
и действиях в опасных ситуациях;
-точность и аргументированность суждений о способах безопасного
поведения.
На основе данных критериев выделены 3 уровня усвоения детьми данного
блока.
К высокому уровню относятся дети, которые могут найти правильный выход
из сложившейся ситуации и обосновать его, легко отвечают на вопросы,
имеют полные точные представления об источниках опасности и мерах
предосторожности, понимают и аргументируют значимость соблюдение
правил безопасного поведения.
На среднем уровне находятся дети, которые могут найти правильный выход
из сложившейся ситуации, но не уверены в нѐм, называют половину
объектов опасности и объясняют необходимость соблюдения отдельных
мер предосторожности.
Низкий уровень знаний имеют дети, которые затрудняются отвечать на
вопрос или отвечают односложно, не различают опасности, не знают мер
предосторожностей и действий в случае опасности.
I. П ервый блок «Азбука безопасности».
Задача: Определить уровень знаний детей о правилах безопасн ости в
различных ситуациях.

Страница 31

31


п/п
Вопросы Начало
учебного года
Конец учебного
года
Знают Не
знают
Знают Не
знают
1. Как правильно переходить
железную дорогу?

2. Что такое - железнодорожный
переезд?

3. Какие правила в вагоне
пассажирского поезда ты знаешь?

4. Зачем нужны предупредительные
знаки вблизи железнодорожного
полотна?

5. Что делать, если ты потерялся на
железнодорожном вокзале?

6. Что делать, если ты отстал от
поезда?

7. Почему опасно стоять у края
платформы?


II . Второй блок «Барабинская магистраль»
Задача: определить уровень знаний детей истории развития
железнодорожного транспорта, строительства железной дороги,
возникновение професси й, современног о железнодорожного транспорта.


Страница 32

32

№п/п Вопросы Начало
учебного года
Конец учебного
года
Знают Не
знают
Знают Не
знают
1. Первое название железной
дороги?

2 Сотрудники, каких профессий
работают на станции?

3. Что ты знаешь о бронепоезде
Сибиряке?

4. Почему твой город называют
железнодорожный узел?

5. Чем отличается паровоз от
электрички?

6. Кого называют Почѐтным
железнодорожником?


III . Третий блок «На пути к профессии ».
Задача: определить уровень знаний детей о железнодорожных профессиях.
№п/п Вопросы Начало
учебного года
Конец учебного
года
Знают Не
знают
Знают Не
знают
1. Расскажи, что ты знаешь о
профессии начальник станции на
железнодорожном транспорте?

2. Чем занимается монтѐр пути?
3. Что ты знаешь о работе

Страница 33

33

машиниста поезда и помощник
машиниста поезда?
4. Кто оформляет и продаѐт
железнодорожные билеты?

5. Что ты знаешь о профессии
дефектоскопист?

6. Расскажи, в чѐм заключается
работа проводника вагона?

7. Что ты знаешь о профессии
дежурный по станции?

8. Что ты знаешь о профессии
диспетчер пути?


IV . Четвертый блок «Семейные династии ».
Задача: Определить уровень знаний детей о профессиях родителей.
1.Комплексная беседа, в процессе которой уточняются представления
дошкольников:
-о воспитании и уважении к труду взрослого;
-о стремлении продолжать дело родителей;
-об эмоциональном контакте ребѐнка с родителями.
1. Где и кем работают твои родители?
2. Ты помогаешь им вечером после работы в домашних делах и почему?
3. Как ты считаешь у твоих родителей интересные профессии и почему?
4. Кем ты будешь работать, когда вырастешь?
5. Что означает слово трудовая династия?

Страница 34

34

6. Если у тебя большее количество родственников работали и работают
на железнодорожном транспорте , то у Вас какая будет трудовая
династия?
7. Ты гордишься своими родителями? Расскажи , какие они у тебя?
























Страница 35

35

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аверкина Е.А., Жорина Н.А.
Путешествие по железной дороге. Методическое пособие для
воспитателей и родителей. 2009. -М;
2.Андрюшина Е.С., Шпачкова С.Б.
Помнит мир спасѐнный. Сборник творческих работ школьников
посвященный Победе ВОВ., 2007. -М;
3.Блохина Е.В., Якунина Т.В.
Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников»,
2008. -М;
4.Богачѐва И., Сидорина Н., Черницин А.
Мы – дети Российских Железных Дорог. 2009. -М;
5.Гладкий Т.Н.
Дорога сквозь века – 110 лет Дальневосточной железной дороге., 2007,
Хабаровск