Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №161открытого акционерного общества «Российские железные дор оги»
Принято Утверждено:
На заседании педагогического совета Заведующий
Протокол №__от «__» _________2021 Детским садом №161 ОАО «РЖД»
_______________ О.Б.Михальская
До полнительная общеразвивающая программа по формированию
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
«Дорожка к правильной речи»
Возраст обучающихся 5 -6 лет
Срок реализации программы 1 год
Составила
Учитель-логопед
первой квалификационной категории
Полекаренко Татьяна Александровна
г.Барабинск, 2021
Страница 2
2СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п Стр.
1 Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы «Дорожка к правильной речи 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи программы 5
1.3. Содержание программы: учебный план и содержание 5
1.4. Планируемые результаты 12
2 Комплекс организационно -педагогических условий
дополнительной общеразвивающей программы «Дорожка к
правильной речи» 13
2.1. Календарно -учебный график 13
2.2. Условия реализации программы 15
2.3. Формы аттестации 17
2.4. Оценочные материалы 18
2.5. Методические материалы 18
2.6. Рабочая программа воспитания 21
Список литературы 23
Список электронных ресурсов 24
Приложения 26
Страница 3
31.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖКА К ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы . Овладение правильным произношением
речевых звуков является одним из очень важных звеньев в ра звитии речи
ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизн ошения к 5-6 годам,
когда ребенок правильно может произносить все звуки родн ого языка.
Однако благополучное формирование звукопроизносительн ой стороны речи
происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты зву копроизношения,
возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в
последующие годы. Научными исследованиями в области логопед ии
доказано исключительно важное значение раннего распознава ния речевого
недоразвития и его более ранней коррекции. Именно по этому необходима
организованная деятельность по коррекции речевых наруше ний у детей
дошкольного возраста.
С каждым годом увеличивается процент детей с нарушениями речи. И в
наше время вопрос о систематической специальной работе н ад обучением
детей правильной речи стал занимать в детских садах все больше и больше
места.
Новизна программы . В нашем детском саду учитель -логопед работает с
детьми на логопункте, т.е. устраняет речевые нарушения с детьми
подготовительного к школе возраста, но количество дете й с нарушениями
звукопроизношения речи с каждым годом увеличивается и зачастую за год
множественные речевые недостатки не успевают быть устране ны. Поэтому
среди родителей и воспитателей детского сада встал вопрос о необходимости
дополнительных логопедических занятий с детьми, имеющими
множественные речевые нарушения, которые в условиях логопункта не
всегда успевают овладеть правильным звукопроизношением.
Страница 4
4По ряду многих причин речь детей в своем развитии отстает
от
возрастных показателей и может отличаться недостатками
звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием
движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нѐба,
нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная
сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности
воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки р ечи (фонемы).
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степе ни развития
фонематического восприятия, так и по развитию моторики рече вого
аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционны е движения, и они
с одного показа и объяснения могут усвоить произношен ие прежде
недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми
органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог
выполнить необходимое артикуляционное движение. Большинство
согласных звуков дошкольники произносят при широко ра спластанном
языке, при этом выдох производится через рот по средне й линии языка.
Неправильное положение языка изменяет направление выды хаемой
воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения у детей
являются следующие: согласные звуки произносятся смягченн о; не
произносятся шипящие фонемы ш, ж, ч, щ или заменяются обычн о
свистящими; не произносится звук р или заменяется другими звуками (л,л', в,
й); звук л не произносится или чаще всего смягчается; могут отсутствовать
или заменяться звуки г, к, х.
Данная программа разработана в целях оказания дополнител ьной
(платной) логопедической помощи дошкольникам, имеющим нару шения в
произнесении звуков для детей 5 -6 лет на основе программ дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для дете й с
нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», авторы: Т.Б. Филичева,
Страница 5
5Г.В. Чиркина, рекомендована ученым советом Учреждения Рос
сийской
академии образования «Институт коррекционной педагогики» .
Адресат программы. Программа рассчитана на детей стар шего
дошкольного возраста (5 -6 лет).
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: коррекция речевых нарушений у детей ст аршего
дошкольного возраста .
Задачи программы:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодическ их
компонентов, речевого дыхания.
2. Постановка, автоматизация звуков.
3. Развитие фонематического восприятия, фонематических предс тавлений,
доступных возрасту форм звукового и слогового анализа, синтеза .
3. Развитие слоговой структуры слова.
4. Развитие лексико -грамматического строя, совершенствование связного
высказывания в процессе работы над фонетико -фонематической стороной
речи.
5. Развитие высших психических функций: слухового и зрительно го
внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышлени я,
пространственной ориентировки.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: УЧЕБНЫЙ ПЛАН И
СОДЕРЖАНИЕ
Учебный план
Наименование этапа Теория Практи ка Всего Формы
аттестации,
контроля
1 этап. Диагностика
Изучение психических функций.
Сбор анамнестических сведений.
Логопедическое заключение. - 1 1 Беседа, опрос
(Иншакова
О.Б.,
Страница 6
6Волкова
Г.А. и др.)
2 этап. Подготовительный этап
Формирование у ребенка
представления о речевом
аппарате, знакомство с органами
артикуляции. Артикуляционные
упражнения. Упражнения и
задания для развития психических
процессов.
Формирование и развитие
артикуляторной базы, развитие и
совершенствование
сенсомоторных функций,
психологических предпосылок и
коммуникабельности, готовности
к обучению.
Развитие мелкой моторики .
Развитие физиологического и
речевого дыхания 1 2 - 3 1 - 4 Беседа
Выполнение
заданий и
упражнений
3 этап. Постановка звуков
Формирование произносительных
умений и навыков: устранение
дефектного звукопроизношения и
формирование правильной
артикуляции звука. Формирование
практических умений и навыков
пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически
развитой) речью. На этом этапе
осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией
звука.
2. Постановка звука.
3. Коррекция звука. 1 2 - 7 3 – 36
(в
зависимост
и от
количества
звуков) Беседа.
Выполнение
заданий и
упражнений
4 этап. Автоматизация звука
Автоматизация поставленного
звука осуществляется в
последовательности:
- в слогах; - в словах; - во фразе; -
в предложении; - в тексте; - в
пословицах, поговорках, стихах; -
в скороговорках; - в связном
высказывании. - 5 - 7 5 – 20 (в
зависимост
и от
количества
звуков) Выполнение
заданий и
упражнений
5 этап. Дифференциация звуков
сходных по звучанию
Речь н асыщается - 2 - 3 3 – 11 (в
зависимост
и от Выполнение
заданий и
упражнений
Страница 7
7дифференцируемыми звуками и
закрепляемым звуком. Из
упражнений исключаются
близкие, еще не отработанные
звуки.
Дифференциация изученных и
поставленных ранее звуков. количества
звуков)
6 этап. Введение звука в активную
речь
Обучение рассказыванию на базе
правильно произносимых звуков,
в лексических и грамматических
упражнениях, по серии сюжетных
картинок. - 5 - 8 5 – 24 (в
зависимост
и от
количества
звуков) Выполнение
заданий и
упражнений
Содержание программы
Программа реализуется в ходе индивидуальных логопедически х
занятий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учѐто м
возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта ребѐ нка.
Продолжительность коррекционной работы зависит от количества
дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов
может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зави симости от
степени тяжести нарушения).
Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивиду альной форме
обучения, продолжительность 1 занятия – 25 минут, т.е в месяц на каждого
ребенка 8 -9 занятий в зависимости от количества рабочих дней. Зан ятия
проводятся вне основной образовательной деятельности.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответстви и с целями
и задачами логопедического воздействия: подготовительны й этап, этап
формирования первичных произносительных умений и навыков, эта п
формирования коммуникативных умений и навыков. Каждый этап
распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для
данного этапа работы.
Работа по программе начинается с логопедической диагн остики. В ходе
логопедического исследования, на каждого обследуемого с о-
Страница 8
8ставляется
речевая карта - карта обследования речи, в которую учитель -
логопед записывает все получаемые данные в определенной
последовательности (приложение 1). Полученные результаты обследования
позволяют сформулировать логопедическое заключение.
На основе логопедического заключения и полученных резу льтатов
обследования составляется перспективный план коррекционной работы с
конкретным ребенком. Перспективный план индивидуальной коррекционной
работы составляется в определенной последовательности и п о разделам
(приложение 2).
В речевой карте учитель -логопед отмечает успехи ребенка на всех этапах
коррекционной работы, с характеристикой существующих у нег о трудностей.
Кроме того, анализируется посещаемость логопедических занятий,
регулярность проведения коррекционных мероприятий. Ес ли коррекционное
воздействие прерывается, то указывается причина и продол жительность
перерывов.
В структуру занятий входит:
упражнения для развития общей координации движений и мел кой
моторики пальцев рук;
артикуляционная гимнастика;
дыхательная гимнастика;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко -слоговой анализ слов;
упражнения для развития психических процессов;
обогащение и активизация словарного запаса.
Задачи индивидуальных занятий:
2. Развитие понимания речи;
3. Развитие артикуляционного праксиса;
4. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных
звуко -слоговых сочетаниях.
Страница 9
95.
Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекци я
искаженных звуков;
6. Развитие просодической стороны речи.
7. Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетич еских
условиях.
8. Формирование навыков звуко -слоговой структуры слова.
9. Расширение лексического запаса.
10. Активизация речевой деятельности и развитие лексико -
грамматических средств языка.
11. Развитие связной речи.
Диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня р азвития
психических процессов, уровня речевого развития.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
исследование неречевых психических функций;
сбор анамнестических данных;
обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по
коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая
заполняется в ходе обследования.
Артикуляция
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование
сенсомоторных функций, психологических предпосылок и
коммуникабельности, готовности к обучению. Важно вызвать на этом этапе у
ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
формирование точных движений органов артикуляционного
аппарата, направленной воздушной струи;
Страница 10
10
отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по
артикуляции (месту или способу образования), но произнос имых
ребенком правильно;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия
консультации врачей, узких специалистов, при необходимо сти
медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда
ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизво дить основные
движения и положения органов артикуляционного аппарата , необходимые
для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаже нного.
Постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажѐнно го
звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальн ую работу
по постановке звуков, согласно общепринятой схеме фор мирования
звукопроизношения:
объединение отработанных на подготовительном этапе движе ний и
положений органов артикуляционного аппарата;
создание артикуляционной базы данного звука;
добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
отработка произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда,
когда ребенок по требованию взрослого может легко, без п редварительной
подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук
(но не звукоподражание).
Автоматизация звука
Страница 11
11Цель:
закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во
фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на б азе
развития фонематического восприятия) и совершенствование
звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и
синтезе;
развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
активизация и расширение словарного запаса;
обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой,
лексически развитой, грамматически правильной речью).
развитие психических функций;
Дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучани ю, в
собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
коррекция дефектов произношения;
активизация и расширение словарного запаса;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия.
Введение звука в активную речь
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение
рассказыванию. Развитие связной выразительной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию
на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических
упражнениях, по серии сюжетных картинок.
Страница 12
121.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Итоговые результаты работы по Программе включают в себя умение
детей чисто и правильно произносить все звуки русског о языка;
дифференцировать на слух оппозиционные звуки; употребл ять эти умения в
повседневной речи. Предлагаемая организация процесса к оррекции
звукопроизношения является эффективной и оптимальной, так ка к она
способствует исправлению нарушенного звукопроизношения, а также
развитию у детей коммуникативных навыков и навыков общен ия в новой
среде, с новыми детьми, позволяет устранить такие нару шения в психике,
которые часто сопутствуют речевым нарушениям. Таким о бразом,
сохраняется здоровье детей, происходит комплексная коррекция нар ушений
индивидуального развития ребенка и оптимальная подготов ка детей к
школьному обучению.
Способы определения результативности усвоения программы:
Педагогическое наблюдение.
Мониторинг.
Контрольные задания и тесты.
Педагогический анализ результатов тестирования.
Страница 13
132.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖКА К ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
2.1. КОМПЛЕКСНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Этап Тема Количество
занятий Цель Оборудование
1.Диагностика 1 Постановка
логопедического
заключения Альбом логопеда
О.Б.Иншаковой
2.Подготовка
артикуляцион -
ного аппарата Звуки С,
С’, З, З’,
Ц; Ш, Ж,
Ч, Щ; Л,
Л’, Р, Р’ От 1 до 4
занятий Подготовить
артикуляционный
аппарат к
постановке звука;
развивать мелкую моторику;
фонематический
слух Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений
3.Постановка
звука От 2 до 8
занятий Поставить звук;
развивать мелкую
моторику;
фонематический
слух Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений
4.Автоматизация
звука От 1 до 3
занятий Автоматизироват
ь звук в прямых
слогах Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
До 3
занятий Автоматизироват
ь звук в прямых
слогах и словах Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
Страница 14
14До 3
занятий Автоматизироват
ь звук в прямых
слогах, словах и
предложениях Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
До 2
занятий Автоматизироват
ь звук в обратных
слогах, словах и
предложениях Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
До 4
занятий Автоматизироват
ь звук в слогах со
стечением
согласных, в
словах и
предложениях Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
1-2 занятия Автоматизироват
ь звук в прямых,
обратных, со
стечением
согласных слогах,
словах и
предложениях Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
1-2 занятия Автоматизироват
ь звук в прямых,
обратных, со
стечением
согласных слогах,
словах,
предложениях,
текстах Профиль звука;
картинный образ
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
Страница 15
155.Дифференциаци
я смешиваемых
звуков С-Ц; С -З;
С’З’; С -Ш;
Ж -Ш; Ж -
З;
Р -Л; Ч -С';
ЧТ’; Ч -Щ -
С’ -Т’. От 3 до 11
занятий Дифференцироват
ь смешиваемые
звуки по
артикуляторным,
акустическим
признакам Профили звуков;
картинный образы
звука;
изображения
названий
артикуляционных
упражнений;
картинный
материал
6.Закрепление
правильного
звукопроизношен
ия Исправлен
ные звуки До 8
занятий Закрепить
правильное
звукопроизношен ие в
стихах Пособия для
закрепления
звукопроизношен
ия
До 8
занятий Закрепить
правильное
звукопроизношен ие в
сказках и
рассказах Пособия для
закрепления
звукопроизношен
ия; серии
сюжетных
картинок;
сюжетные
картинки
До 8
занятий Закрепить
правильное
звукопроизношен ие в
свободной речи Пособия для
закрепления
звукопроизношен
ия; серии
сюжетных
картинок;
сюжетные
картинки
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение. Имеется отдельный кабинет для индивидуальных занятий,
условно разделенный на рабочие секторы.
Оборудование учебного помещения . Консультативное пространство
объединено с организационно -методическим и оснащено: стол, стул для
взрослых, шкаф для документации. Коррекционно -развивающий сектор
включает стол детский с настенным зеркалом, детские с тульчики (6 шт.),
стол детский овальный (1 шт.), шкаф для дидактических игр и пособий,
светозвуковая дорожка (фибероптическое оборудование для разв ития
речевого дыхания), стол для песочной терапии, интеракти вный стол для игр
Страница 16
16и занятий, пособий и рабочих папок, шкаф с играми и и
грушками, шкаф для
одежды.
Материалы, необходимые для проведения занятий .
Для проведения логопедических занятий имеются зеркало, н абор зондов,
шпатели, спиртовые салфетки; набор дидактического и илл юстративного
материала; индивидуальные тетради для записи домашни х заданий, словари,
специальная литература, протоколы речевого обследования.
Дидактический материал:
• Обучающие карточки «Разрезные слоги», «Логопедический магазин»,
«Загадочные буквы», «Определи звук».
• карточки на развитие мелкой моторики
• карточки -упражнения «Шагаем пальчиками»
• магнитная азбука «Я читаю по слогам»
• Касса букв и слогов
• Раздаточный материал по обучению грамоте
• Альбомы «Развитие связной речи», «Автоматизация звуков», « Язычок
Л -Л -Л -ычит», «Сказка о веселом язычке», «Звуки и буквы»,
«Логопедический самомассаж», «Массаж рук и пальцев»
• Веер букв (2 шт.)
• Игра «Логопедический тренажер» (2 шт)
• Логопедическое лото «Говори правильно» (2 шт)
• Логопедическое домино «Звук С»
• Обучающие карточки «Домашние животные», «Транспорт», «Мой
дом », «Спорт»
Игры и игрушки:
• Кубик -рубик (2 шт.)
• Змейки (2 шт.)
• Пазлы: «От весны до осени»», «Предметные парочки».
• Мозаика с цветными фишками «Азбука»
• Мяч массажный «Ёжик» (2 шт.)
Страница 17
17•
Шнуровки: «Резной дом», «Кораблик»
• Резиновые игрушки -животные (5шт.)
• Лото: «Вжик -лото» (покупки), «Азбука», «Зоолото»
• Развивающие игры: «Звуки», «Первологика», Твистер «Веселые
пальчики», «Найди одинаковый звук»
• Тренажѐры: «Чтение по слогам», «Логопедический».
• Игры на развитие фонематического слуха «Вертушка», «Тучка и
дождик», «Прожорливые фрукты», «Найди одинаковый звук»
• Игры из фетра и скрепок «Змейки», «Застегни пуговки»
• «Загадочная фасоль» - ящик с фасолью и буквами
Организация коррекционной работы предусматривает соз дание условий
для успешной коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
с учетом степени тяжести дефекта и индивидуальных возможн остей самих
детей.
Кадровое обеспечение программы . Реализует программу учитель-
логопед первой квалификационной категории Полекаренк о Татьяна
Александровна.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценка эффективности коррекционной работы осуществляетс я с
помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспе риментальных
оценок, тестирования, диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной
речи в начале и в конце коррекционного периода; участия детей и их
результативность в конкурсах, связанных с устной речью, инд ивидуальные
беседы -консультации с родителями.
Формы подведения итогов:
• Итоговое занятие.
• Открытое занятие для родителей.
• Тестирование.
Страница 18
182.4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка индивидуального развития детей может проводить ся педагогом в
ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключе вых)
характеристик развития личности ребенка и его речи.
Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характери стик,
выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или рег рессивный
характер, можно дать общую психолого -педагогическую оценку успешности
воспитательных и образовательных воздействий педагога на разных ступенях
образовательного процесса, а также выделить направления дальнейшей
работы.
Все изменения в речевом развитии отражаются в речевой кар те и плане
индивидуальной работы с ребенком
2.5 . МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Логопедическое воздействие представляет собой
целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются
различные этапы. Каждый из них характеризуется своими ме тодами и
приѐмами коррекции. При постановке правильного произн ошения звуков
пользуются тремя основными способами.
1 способ - основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением,
тактильно -вербальными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает
звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается вос произвести
требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом
непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых
речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала) ,
ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортан и могут быть
дополнены восприятием работы речевых органов, отображе нной с помощью
различных пособий. В тех случаях, когда не удается полу чить нужную
артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала д овольствоваться
воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижн ость или
недостаточная управляемость речевых органов вынуждает пр ибегать к целой
Страница 19
19системе подготовительных артикуляционных упражнений, к
своеобразной
артикуляционной гимнастике.
2 способ – состоит в механическом воздействии на речевые органы при
помощи каких -либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе
используется некоторая сходная артикуляция, и на ее основе механическим
путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое п оложение или
движение. Связанные с определенным положением или движением речевых
органов кинестетические раздражения в сочетании с сопут ствующими им
слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного м озга в виде
системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой дл я активного,
произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.
3 способ – смешанный. При нем механическое воздействие на речевые
органы служит для того, чтобы помочь более полному и точн ому
воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в о сновном
путем подражания и с помощью словесных пояснений.
При постановке звуков широко используется опора на различны е
анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный), облег чающую
воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.
По мере автоматизации навыков правильного произношения звук а
необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейша я работа ведется
с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.
Целесообразно развивать у ребенка слуховой самоконтроль (привлечение
внимания ребенка к неправильному произношению звука и пре длагается
сравнить его с правильным). На первых порах полезно утриро ванное
произнесение ребенком звука. Так ему будет легче прио брести навыки
слухового контроля.
Порядок исправления неправильно произносимых звуков.
Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетичес кого
принципа, с учѐтом закономерностей и последовательности формирования
различных форм и функций речи. Так, в тех случаях, когда у ребѐнка
Страница 20
20наблюдается большое количество нарушенных звуков, наприме
р, свистящие,
шипящие, р, последовательность в работе определяется последоват ельность
их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). Возможна паралл ельная
работа над двумя звуками. Однако при этом соблюдаются с ледующие
требования. Прежде всего нельзя брать для одновременной работы те звуки,
артикуляция которых характеризуется прямо противопол ожным укладам
речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновре менно работать
над исправлением бокового произнесения звука с и пос тановкой звука л. В
данном случае для правильной артикуляции фонемы с нужно д обиваться
широкого уклада языка с желобком посередине, с для л – совершенно
противоположного (язык узкий – «жалом», желобок отсутствует, а воздух
проходит по боковым щелям между языком и коренными зуб ами).
Параллельная работа над этими звуками может привести к взаи мному
торможению движений, необходимых для их произнесения.
Следующее требование состоит в том, что нельзя одновремен но работать
над так называемыми «трудными» звуками, т.е. теми, произнес ение которых
вызывает у ребенка наибольшую затрату энергии. Так, наприме р,
одновременная работа над звуками р и ш, требующими большого
напряжения дыхательных органов, может привести к быстр ому утомлению
вплоть до головокружения. Если у ребенка нарушено произношение п арных
согласных звуков, то в первую очередь работают над глух ими звуками,
например над ш, затем усложняют артикуляцию, прибавляя к н ей голос, и
получают звук ж. Определяется порядок работы над дефектны м
произношением ребенка, учитывая индивидуальные особенност и ребенка-
логопата, в первую очередь податливость тех или иных дефектов к
устранению.
Постоянно обращается внимание на соматически ослабленны х детей,
которые быстро устают и их работоспособность падает . Поэтому в середине
занятий проводятся динамические паузы для снятия мышечн ого напряжения.
Страница 21
21Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и д
ругие приемы с
речевым ритмическим сопровождением.
2.6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Воспитательная работа с детьми с речевыми нарушениями отличается от
воспитательной работы с обычными детьми тем, что она нахо дится во
взаимосвязи с коррекционными мероприятиями.
Задачи воспитательной работы:
1. Усвоение детьми общепринятых норм поведения
2. Формирование нравственных и эстетических качеств личности.
3. Воспитание навыков по сохранению и укреплению собстве нного
здоровья, потребности в здоровом образе жизни.
4. Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешн ого
взаимодействия с окружающими
Технологии воспитательной работы с детьми, имеющими р ечевые
нарушения:
Игровые технологии – направлены на развитие у детей воображения,
памяти, внимания, речи. В процессе игры дети имеют возмо жность
«принять» на себя различные роли, тем самым учатся выстр аивать
взаимоотношения с другими детьми, взаимодействовать в колле ктиве.
Технология интегрированных занятий – комплекс различных занятий
воспитательного характера способствуют развитию у детей нравственных
качеств, эстетических чувств, духовно -нравственной сферы, творческого
потенциала.
Компьютерные технологии – одни из наиболее эффективных способов
повышения мотивации и индивидуализации воспитательного проце сса, это
возможность для создания интересного и познавательного з анятия,
благоприятного эмоционального фона и всестороннего развития детей.
Страница 22
22Календарный план воспитательной работы
№ п\п Направление
воспитательной
работы Название
мероприятия Цель и краткое
содержание Сроки
проведе-
ния Ответствен -
ный
исполнитель
1 Формирование
навыков по
укреплению
здоровья,
потребности в
здоровом образе
жизни «Мое
здоровье» Формирование
потребности в
здоровом образе
жизни.
Использование на
занятии
компьютерных
технологий Октябрь Полекаренко
Т.А.
2 Формирование
эмоционально -
ценностных
представлений о
семье «Любимая
мама» Составление
описательного
рассказа о своей
маме Ноябрь Полекаренко
Т.А.
3 Формирование
устойчивых
коммуникативных
навыков
успешного
взаимодействия с
окружающими «В кругу
друзей» Беседа как вести
себя в
общественных
местах Декабрь Полекаренко
Т.А.
4 Формирование
чувства любви к
родному языку,
чтению «Речецветик» Разучивание
пословиц,
поговорок,
стихов Февраль Полекаренко
Т.А .
5 Формирование
коммуникативных
навыков,
воспитание
уважительного
отношения к
взрослым,
сверстникам «Уроки
доброты» Использование
технологий ИКТ
на занятии Март Полекаренко
Т.А.
6 Формирование
основ здорового
образа жизни,
интереса к чистоте
и гигиене
собственного тела «Чистота –
залог
здоровья» Беседа о личной
гигиене Апрель Полекаренко
Т.А.
7 Развитие
внимания,
интереса к чтению,
книге «Моя
любимая
буква» Участие в мини -
проекте. Рисунок
любимой
изученной буквы Май Полекаренко
Т.А.
Страница 23
23СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. -2-еизд., испр. и доп. - М.:
Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – 279 с.: ил. –
(Коррекционная педагогика).
2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 2000.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. С -П., 2000.
4. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних задан ий для
преодоления недоразвития фонематической речи. Агранович З.Е.
5. Исправление нарушений речи у дошкольников. Учебно -
методическое пособие, Филичева Т.Б.
6. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. Занятия с логопедом
по обучению связной речи детей 6 -7 лет на основе разрезных
картинок. – СПб.: КАРО, 2009. – 56
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л,
Ль, Р, Рь. М., 2012
8. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал / авт.-
сост. А.Ф. Рыбина. – Изд.3 -е, испр. – Волгоград: Учитель. – 110 с.:
ил.
9. Логопедический букварь О. Жукова.
10. Логопедические игры и упражнения для предупреждения
дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у
младших школьников с общим недоразвитием речи - Авт. -сост. Н.Г.
Даньшина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2016. – 88 с.
11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. –
М.: АРКТИ, 2005, - 240 с.
Страница 24
2412.
Морозова И.А., Пушкарѐва М.А. Фонематика. Конспекты занятий.
Для работы с детьми 4 -5 лет с ЗПР. – МОЗАЙКА -СИНТЕЗ, 2010. –
76 с.
13. Морозова И.А., Пушкарѐва М.А. Развитие речевого восприятия.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 -6 лет с ЗПР. –
МОЗАЙКА -СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.
14. Настольная книга логопеда: справ. -метод. Пособие/авт. -сост. Л.Н.
Зуева, Е.Е. Шевцова. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ: Проф. Издат, 2005. = 398
с.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов -на -Дону: «Феникс»,
2003. – 448 с.
16. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников. М., 2000.
17. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкол ьном
образовательном учреждении. М., 2003.
18. Спивак Е.Н. «Звуки», Речевой материал для автоматизации и
дифференциации звуков у детей 5 -7 лет
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи
у детей дошкольного возраста. М., 2004.
Список электронных ресурсов
№
п/п Название сайта Адрес сайта
1 Дефектолог.ru http://defectolog.ru/
2 Журнал "Логопед" logoped-sfera.ru/
3 Заикание.ru zaikanie.ru/
4 Интернет-магазин "Всѐ для логопеда" www.logopedshop.ru/
5 Логобург http://logoburg.com/
Страница 25
256 Логопед logopediya.com/
7 Логопед.ру logoped.ru
8 Логопедический сайт "Болтунишка" http://www.boltun-spb.ru/
9 Логопункт.ru logopunkt.ru/
10 Наши детки ourkids.ru/
11 Педагогическая библиотека pedlib.ru/
1 Портал "Логопеды.ru" logopedy.ru/portal/
13 Проект "Stuttering.ru" stuttering.ru/
14 Психологический центр "Адалин" adalin.mospsy.ru
15 Речевой центр "Логопед плюс" logopedplus.ru
16 Учебный центр "Логопед -мастер" logopedmaster.ru/
17 Фестиваль педагогических идей
"Открытый урок" festival.1september.ru/
18
"Болтушка" Логопед
https://vk.com/boltuska
19 Школа молодого логопеда
https://vk.com/school_logoped
20 Школьный логопед http://logoped18.ru/
21 Мерсибо
https://mersibo.ru/
22 ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ (логопед,
педагог, психолог) http://defectologiya.pro
23 Мой Логопед Онлайн https://online.moylogoped.ru/
24 АНО "ДЕФЕКТОЛОГИЯ РУ" http://defectologiya.ru
25 Логопедический центр "Людмила" http://www.log-center.ru
26 Семейный логопед https://ok.ru/semeiniilogoped
27 Советы логопеда https://ok.ru/group5530267772
Страница 26
26ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Постановка звука.
Автоматизация поставленного звука.
Дифференциация звуков.
Введение звука в активную речь. Развитие связной выразительной речи.
В процессе занятий используются различные формы работы и
методические приѐмы:
Дидактические игры, упражнения.
Компьютерные игры
Беседы
Игры – драматизации (с использованием театров сказок)
Наблюдения
Чтение художественной литературы
Заучивание скороговорок, стихов
Создание иллюстраций к скороговоркам
Аудио и видеозаписи
Игровые ситуации
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость,
целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что поможет ребенку в
дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не
сразу и требует продолжительного закрепления, на каж дом последующем
этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повтор ение
материала предыдущего этапа.
Страница 27
27ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Речевая карта
1. Фамилия, имя. Дата рождения _________________________________________________
2. Домашний адрес __________________ 3. Дата обследования.______________________
4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность. ______________________ ______________
_____________________________________________________________________________
3.Раннее речевое развитие ребенка:
прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)
____________________________________________________________________________
речевая среда ________________________________________________________________
занимались ли с логопедом, с какого возраста ____________________________________
результаты логопедической работы ______________________________________________
6. Слух. ___________________________
7. Зрение __________________________
Зрительный гнозис:
Цвет (определяет, затрудняется) _________________________
Форма (определяет, затрудняется) __________________________
8. Психологические особенности (контактен, с трудом идет на контакт, замкнут,
негативен)_________________________________________________________
9.Оптико - пространственный праксис (верх -низ, впереди -позади, лево - право; определяет,
затрудняется) _________________________________________________________________
10. Общее звучание речи.
Темп (норма, замедл., ускорен.) __________________________________________________
Голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый) ______________________
Дыхание (свободное, ровное, затруднѐнное, поверхностное, неглубокое,
неровное) ____________________________________________________________________
11. Обследование артикуляционного аппарата.
Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия)______ ______________
Строение неба:
Твѐрдое нѐбо (норм., высокое, низкое,узкое, готическое, широкое) _______ _____________
Мягкое нѐбо (норма, длинное, короткое, неподвижное, подвижное, расщелина, рубцы)
_____________________________________________________________________________
Подъязычная связка (норма, укорочена, утолщена, послеоперационные рубцы, длинн ая,
приращен )____________________________________________________________________
Губы (норм., толстые, тонкие, малоподвижные) ____________________________________
Язык (норма, вялый, массивный, подвиж., малоподвиж) _________ ____________________
Зубы (норма, мелкие, крупные, редкие, зубной ряд нарушен, отсутствие резцов (верх,
ниж.)_______________________________ _________________________________________
Саливация ( незначительна, повышенная)____________ _____________________________
Синкенезии, тремор (отсут., незначительные)_____________ _________________________
Переключаемость (нарушена, слабая) _________________________ ___________________
12. Состояние общей моторики.
Мелкая моторика (развита недостаточно, моторная
неловкость) ___________________________________________________________________
Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр; все движения выполняет правильно)
_____________________________________________________________________________
13. Звукопроизношение.
Отметить характер нарушения произношения согласных и гласных звуков:
назализованность ротовых и ненализованность носовых звуков, отсутствие (-), замена на
другие звуки, искажение (например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.
Страница 28
28Звуки Произношение звуков
изолированно Произношение звуков в
словах Произношение звуков во
фразах
[с ]
[с ]
[з ]
[з ]
[ц ]
[ш ]
[ж ]
[щ ]
[ч ]
[л ]
[л ]
[р ]
[р ]
Гласные
звуки
14. Состояние фонематических функций
Повторение слогов (повторяет, затрудняется) _________________________ _____________
Та -да -та ________________ Па -ба -па ________________ Ка-га -ка ________ _____________
Дифференциация звуков (справляется, затрудняется) ___________________ _____________
Подбор слов с заданным звуком (справляется, затрудняется) ____________ _____________
15. Произношение слов сложного слогового состава
Строительство ___________________ регулировщик ___________________
Милиционер ____________________ велосипед ________________________
16. Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове.
Облако _______ танк _______ Аист _______ санки _______
б) выделение последнего звука в слове.
Пила _______ кот __________ Очки _______ автобус _______
Вывод:
возможности слухо -произносительной дифференциации звуков ___________________ ___
наличие, отсутствие способности к осуществлению простых и сложных форм
фонематического анализа и синтеза;
уровень развития фонематических представлений ________________________ __________
10. Состояние лексики:
а) состояние словаря существительных:
_____________________________________________________________________________
б) состояние глагольного словаря:
_____________________________________________________________________________ в) состояние словаря прилагательных:
_____________________________________________________________________________
Вывод:
объем словаря ______________________________________________________________ ___
соответствие объема словаря возрасту _________________________________________ ___
замены слов по различным признакам _________________________________________ ___
11. Состояние грамматического строя речи; особенности связной речи:
изменение имен существительных по числам:
_____________________________________________________________________________
изменение имен существительных по падежам:
Страница 29
29_____________________________________________________________________________
употребление формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
_____________________________________________________________________________
употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации
действия __________________________ ___________________________________________
согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):
шар – красный, кофта – красная, небо – красное _ ___________________________________
согласование имен существительных с числительными два и пять:
гриб – два гриба – пять грибов;
ночь _____________________________ окно __ ___________________________________
образование существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами:
_____________________________________________________________________________
образование относительных прилагательных от существительных:
_____________________________________________________________________________
пересказ рассказа (для детей 4 -5 лет) ______ ______________________________________
с оставление рассказа по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет)
Вывод:
наличие и характер аграмматизмов _________ _____________________________________
уровень развития связной речи ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Логопедическое заключение __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Учитель -логопед _________________ Полекаренко Т.А.
Результаты исправления речи
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________
Страница 30
30ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Планирование индивидуальной логопедической работы (н ужное отметить +) c
______________________________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Логопедический массаж;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно -губные – П, Б, М + мягк.
губно -зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Другие __________________________
автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
определять звуки (гласные, согласные, твердые -мягкие, глухие -звонкие);
определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
словообразование;
словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
расширять предметный словарь;
расширять словарь признаков;
расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
формировать умение составлять рассказ по картинке;
формировать умение составлять рассказ по серии картин;
формировать умение составлять пересказ;
формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
развивать мелкую и артикуляционную моторику .
Результаты исправления речи
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Страница 31
31ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Обследование звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста
Произношение звуков
Цель : выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах,
предложениях
Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки
находятся в разных позициях.
Процедура: Изолированный звук – «Скажи звук»
Звук в словах – «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда. Иншакова
О.Б.)
Звук в предложениях – «Повтори за мной»
Са -са -са, са -са -са в том лесу живет лиса.
Си –си -си, си -си -си апельсины принеси.
За -за -за, за -за -за в лесу бегает коза.
Зи -зи -зи, зи -зи -зи Зине куклу привези.
Цо -цо -цо, цо -цо -цо у мамы доброе лицо.
Ши -ши -ши, ши -ши -ши у машины шины.
Жи -жи -жи, жи -жи -жи жили -были ежи.
Ча -ча -ча, ча -ча -ча у меня два мяча.
Щу -щу -щу, щу -щу -щу щуку в речку отпущу.
Ли -ли -ли, ли -ли -ли по малину в лес пошли.
Ла -ла -ла, ла -ла -ла наша лодка поплыла.
Ра -ра -ра, ра -ра -ра заплясала детвора.
Рю -рю -рю, рю -рю -рю брюки будут к сентябрю.
Страница 32
32Обработка материала:
отмечается не только отсутствие или замена звуков,
но и отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в
речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком ( -) –
пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук –
заместитель, искажения.
Речь детей оценивается в трехбалльной системе.
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
Критерии:
Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного
языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении).
Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения и
дифференциация звуков 1 -2 групп.
Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их
дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания.